Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Музейные истории

Опубликовано 20.11.2021

ТУГЛИМ - некогда богатое село с веселыми ярмарками, красивейшим храмом. Ярмарки остались в прошлом, но стоит Благовещенская церковь.

В Яренском краеведческом музее хранятся документы Туглимского храма: клировые ведомости, выписка из летописи, приговоры и прошения прихожан… Читая документы, мы погружаемся в другой мир, в котором самым важным было сохранить хлеба и сено, прокормить семью, отправить детей в школу.

О ШКОЛЕ, ХОЛОДАХ, УРОЖАЕ.
В выписке из летописи, сделанной бывшим слушателем 3 – го курса Яренского педтехникума Николаем Торковым в августе 1923 года, читаем:
«…1891 год. Всё вообще лето, исключение, разве, дней десяти теплых, стоял холод. Посевы яровых, хлебов начался с половины мая месяца и тянулся за разливом волы до начала июня. Рост хлеба в солому, вследствие частых дождей всё лето, был благоприятный… В конце августа пошли очень холодные утренники и не дали дозреть яровым, во многих деревнях прихода, а равно и в погосте, сгубили их окончательно; только и спаслась для продовольствия одна рожь, которая не была под водой весной. В январе сего года открыта школа грамоты в отдельном просторном помещении и поступило учащихся 16 мальчиков и 4 девочки…»
Интересно, что в еще в 1889 году школы нет (как нет и приходского попечительства), объясняется это малочисленностью прихода. В храме служит священник Павел Орнатский, псаломщик - Фёдор Катаев. Выбранный церковный староста – крестьянин Иона Семенович Пономарев 43 лет, состоит в должности с 1879 года. Открытие школы грамотности – это событие для села. Еще один документ (клировая ведомость 1917 года) также содержит сведения о школе, находящейся в приходе Туглимской Благовещенской церкви: в школе училось 17 мальчиков и 15 девочек (всего в приходе числилось 512 душ). Законоучительские обязанности исполнял местный священник Николай Распутин. Учителем Туглимской начальной школы состоит учитель Николай Петрович Угрюмов, холостой, 27 лет.

Тяжелым для жителей соседних зырянских сёл выдался 1892 год. В Яренском уезде и в селе Туглим урожай был хорошим, а в соседних селах – голод: «… В феврале и марте месяце много было проезжающих мимо погоста ямщиков с возами хлеба, закупленного в уездах Устюжском и Сольвычегодском, как Яренским уездным земством, так и частными лицами, которые отправлялись в зырянский край для продовольствия жителей того края, по причине нужды там хлеба в минувшем 1891 году вследствие морозов. По той же причине в здешнем Туглимском приходе во всю зиму и весну проходило очень много нищих из неурожайных зырянских волостей, даже целыми семействами…»

ОБ ЯРМАРКАХ, ПЬЯНСТВЕ И ПРОШЕНИЯХ В УПРАВУ.
Туглимские ярмарки были известны далеко за пределами Яренского уезда. Купцы приезжали и с востока, и с запада. Так, например, устюжанин Иван Марков Бобров привез на ярмарку «… свеч восковых 15 гривенок, 19 замков, 40 окончин слюдных шитых, 200 блюд деревянных, 30 сит, 100 ремней сыромятных копеешных…, косяк мыла белого, косяк мыла тугово, 2 п. пряников, 2 ф. шелку по цветам…»

В той же летописи читаем: «1896 год. Начало нового года встретили по прежним годам благоприятно. Снегов в течении всей зимы было очень мало. Сильных морозов тоже не было, и вся зима была самая тихая. Благосостояние прихожан, видимо, в сем году улучшилось от излишних заготовок купеческого леса, против прежних годов и удовлетворительного урожая хлебов и сена. Пьянство сократилось на половину и прежних разгулов не бывает не только на праздники, но и в ярморочное время…»
Не только о хлебе насущном заботились жители Туглима, но и переживали за нравственный уклад: где ярмарка – там и гулянья.

Волновало крестьян и само проведение ярмарки. Дело было не только в достатке селян, надо было уважить интересы и покупателей, и продавцов, а конфликтных ситуаций было много. Интересным документом является «Прошение притча в Яренскую Земскую Управу от 2 августа 1904 года», в котором притч просит: «... дать нам точные указания о днях открытия и закрытия всех четырех Ярморок бываемых в течение года в селе Туглим, и не найдет ли Яренская управа возможным известить через Волостное правление крестьян Яренского и отчасти Сольвычегодского уездов что бы они для продажи своих лошадей приводили не за неделю до открытия ярмарки, как это теперь бывает, а ко дню открытия ярмарки. При преждевременном приводе лошадей на ярмарку и торговля лошадьми проводится до открытия ярмарки, вследствие чего встречается много неприятностей для торговцев и приезжающих на ярмарку покупателей, а именно: на ярмарке в с. Туглим приводят для продажи лошадей довольно из далека, а также и покупатели приезжают из далека; тем и другим необходимо бывает купить товару и купить бывает невозможно, потому что до открытия ярмарки торговцам продавать товар нельзя, а покупателям приехавшим для покупки лошадей неделей раньше проживание стоит дорого, да и трудно, не возможно даже купить чаю или калачей, хоть с голоду помирай, и по неволе приходится уезжать без товару, а в следствие этого и торговцы лишаются своих покупателей…»
Ответ из Яренской Уездной Управы Притчу поступил такой:
«… Земская Управа имеет честь сообщить, что сроки открытия и закрытия ярмарок в селе Туглимском существуют следующие:
1. Крещенская с 9 по 16 января;
2. Благовещенский торжок, с 2 по 30 марта;
3. Купальницкая с 24 по 30 июня;
4. Осенняя с 17 по 24 сентября
Так как о сроках этих со стороны Управы и других подлежащих учреждений было уже несомненно публикуемо где следует своевременно, то публиковать вновь не считает нужным, а предоставляет это сделать самому притчу, если он считает это необходимым. Соблюдение за правильностью торговли порядком на ярмарке лежит на обязанностях полиции.
Подписи: Председатель Управы Изюмов, секретарь А. Осколков».

О СТОРОЖАХ и НАВОДНЕНИЯХ. 2 марта 1906 года прихожане Туглимской Благовещенской церкви наняли двух сторожей - крестьян Петра Алексеевича Бутина и Семена Дмитриевича Бутина. С обязательством: «чтобы они исполняли предписания епархиального начальства, относящиеся к ихней сторожевской обязанности безпрекословно. Днем в течении года при церкви чтобы постоянно был один сторож, а ночевать в сторожке обязательно обоим, в особенности в осеннее, зимнее и весеннее время, когда ночи продолжительны и темны… К сему договору подписались: Кирилл Берников, Иван Берников, Алексей Пономарев, Гаврила Проскуряков, Иван Попов, Василий Пятиев, Сергей Глызин, Алексей Парыгин, Евсей Иванов, Андрей Немазанников…»
Интересно, что неграмотные крестьяне доверяли расписаться вместо себя, так, например, Степан Попов по просьбе крестьян расписался за Алексея Парыгина и Евсея Иванова.

Сторожа при церкви выполняли важную работу, это были надёжные люди, местные. Они же первыми оповещали жителей о несчастье в храме: наводнениях и пожарах. В летописи 1914 год описывается так: «В сим мае месяце наш приходской храм постигло бедствие, наводнение, почти со всеми приходскими деревнями. Восьмого мая, накануне праздника в честь святого Николая Чудотворца, было в тёплой церкви всенощное бдение, а на другой день 9 мая, в самый праздник, к утру появилась в теплом храме вода, глубиной приблизительно в четверть аршина, вследствие чего с этого момента произошла остановка богослужения. Улицы были залиты водой, так что в церковь приходилось ездить на лодках. На следующий день 11 мая вода появилась и в холодном храме, глубиной приблизительно в ¼ аршина. Все находящиеся в церкви на низких местах документы и вещи были подняты, также были приподняты одежды на жертвенниках и аналоях. Опасались, что будет дальше, так как вода все еще понемногу прибывает, то притч по нескольку раз в день посещал храм желая узнать все ли в порядке. Наконец 12 мая вода остановилась и пошла на убыль, чему были все рады, будучи перепуганы таким бедствием. Вследствие такого наводнения озимая рожь на низких местах у прихожан была совершенно смыта, а яровое было посеяна поздно и поэтому оно не успело надлежащим образом созреть по случаю наступивших в августе заморозков. Много, очень много пришлось народу претерпеть от такого страшного наводнения: отсутствие хлеба, соломы и прочая…»

Источники:
1. Таможенные книги Московского государства. Т.3. с. 195- 196;
2. ЯКМ 2089 (Сведения о Туглимской церкви, о церковном старосте, приходском попечительстве и наставниках приходского училища);
3. ЯКМ 2087 (Приговоры прихожан Туглимской церкви за 1906, 1913, 1915 -1917 годы);
4. ЯКМ 1935 (Выписка из Летописи Туглимской церкви).

Фотографии О. Угрюмова и Н. Гребневой.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?