Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


"Я пишу тебе с приветом..."

Опубликовано 25.12.2021

«...Открытки — настоящая летопись, подлинные документы эпохи. Благодаря этим „открытым письмам из прошлого“ мы сегодня имеем возможность прикоснуться к давно ушедшему, во многих отношениях трогательному времени»,- Ренэ Герра.

Действительно, открытки сейчас стали довольно редким способом связи между людьми. Наш мир общения поглощен интернетом, социальными сетями и телефонным общением. Сейчас открытку можно сравнить с настоящим сокровищем.
Знаете ли, вы, кто придумал первым отправлять по почте новогодние поздравления в виде новогодних открыток? Сегодня мы поведаем вам историю новогодней открытки.
Филокартисты (коллекционеры почтовых карточек, открыток) разных стран мира спорят, где же появилась первая новогодняя открытка. Версий здесь несколько. Приведем вам наиболее популярные версии.
Первая версия. Прообразом новогодней поздравительной открытки явились визитные карточки, которые использовались в Китае более 1000 лет назад. Согласно китайскому этикету, если посетитель не застал хозяина дома, которого хотел бы поздравить, то он должен был оставить свою визитную карточку, написав на ней свои пожелания.
Вторая версия. Именно в Англии появилась традиция посылать по почте своим друзьям поздравительные открытки на Рождество и Новый год.
Первую рисованную рождественскую открытку нарисовал Добсон — английский художник и лично вручил её получателю в 1794 году. На картинке была изображена счастливая семья возле ёлки и зимний пейзаж. Художник не придал особого внимания своему изобретению, он просто хотел поздравить своего друга необычным способом. Фактически это была ещё не открытка, а рождественская поздравительная карточка. Позднее, в 1800 году, появился человек, который организовал продажу таких карточек и не только к Рождеству, но и к Новому году.
Первая в мире новогодняя открытка, произведённая промышленным способом, увидела свет в канун 1843 года. Идея принадлежит англичанину государственному деятелю, художнику — проектировщику Генри Коулу. Будучи очень занятым человеком, чтобы письменно поздравить всех своих многочисленных друзей, он попросил своего друга – художника Джона Кэлкотта Хорсли нарисовать его семью за рождественским столом.
На изображении в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!». В дальнейшем эти пожелания стали традиционными.
Иллюстрированные карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели моментальную популярность и в России. Первые открытки привозили из-за рубежа купцы, а тексты поздравлений писали каллиграфы. Затем книжные лавки стали заказывать печать крупных партий открыток, преимущественно в Германии. Из-за расходов на доставку и нанесения надписей их продавали за немалые деньги. Активная отправка открыток началась с 1894 года, после подписания министром внутренних дел соответствующего распоряжения. Именно в это время появилась возможность пересылать открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. Из всех государств Всемирного почтового союза только Россия не стала ограничивать простор для творчества художников общепризнанным стандартом открыток - 9 на 14 сантиметров.
По одной из версий, первую рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году. По другой, она вышла в наборе из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Комплект выпустил Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Первой открыткой в серии стала «Сердце сердцу весть подает», выполненная известным мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бем. В набор также вошли: «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко. Открытки, выпущенные тиражом 10 тысяч экземпляров, моментально раскупили, и тираж был издан повторно.
По старому стилю Рождество в России отмечали 25 декабря, поэтому в скором времени дарить поздравительные открытки стали и в честь новогоднего праздника. В каталогах издательств дореволюционной России перечислялось множество видов открыток: «блестящая эмаль», «глянцевые», «бромосеребряные», «плюшевые», «рельефные изящной работы», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Их не только выпускали типографским способом, но и расписывали фотографии вручную. Вскоре российские открытки стали не только не уступать заграничным, но и превосходить их художественностью изображений и качеством исполнения. В дореволюционной России поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их не только вставляли в специальные альбомы, но и украшали ими интерьер.
Революция внесла свои коррективы в историю новогодних открыток. После октября 1917 года светская жизнь новогодней открытки закончилась – она стала символом политического строя. Из печатных изданий и официального языка полностью исчезли не только слова «С Рождеством», но и поздравления с Новым годом. Да, и сам праздник Новый год с елью и Дедом морозом не празднуют до 1936 года. Только в 1939 году была выпущена первая советская новогодняя открытка, которая, к сожалению, до широких масс не дошла. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны выпуск открыток «С Новым годом!» не прекратился, просто их роль изменилась. Бойцы на фронте получали открытки с надписью «Новогодний привет героическим защитникам Родины!», а те, кто были в тылу «Новогодний привет с фронта!». Дед Мороз на них был с автоматом, а Снегурочка перевязывала раненых бойцов. Массовое производство поздравительных открыток в Советском Союзе было налажено в 50-х годах. Новогодние открытки давали возможность поздравить близких в любом уголке нашей огромной страны. Недостаток качества печати и яркости искупались оригинальностью сюжетов и высоким профессионализмом художников.
Подлинный расцвет советской новогодней открытки наступил в 60-х годах. В 80-е набирает обороты фотооткрытка, она часто вытесняет рисованную. На фото в основном еловые ветви с игрушками и бутылка шампанского, а в середине 80-х годов во время антиалкогольной кампании с открытки исчезает вино, вместе с бокалами. В начале 90-х годов снова появляются открытки «С Рождеством» и «С Рождеством и Новым годом».
Казалось бы, что в XXI веке с быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, а на смену бумажной приходит электронная открытка, но тут филокартия совершает новый виток - появляется посткроссинг, в моду входят открытки ручной работы (скрапбукинг), которые несут в себе частичку души мастера. И у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.
Несмотря на то, что современные открытки сейчас есть на любой вкус, в старых новогодних открытках есть какое-то особенное очарование.

Жаль, что теперь перед Новым годом наши почтовые ящики уже не завалены поздравлениями, как в былые советские времена. Мы лишили себя удовольствия перебирать содержимое коробки с памятными поздравительными открытками, как это делали наши родители. Но исправить такое положение ещё не поздно.

Яренский краеведческий музей приглашает всех желающих посетить выставку новогодних открыток прошлых лет.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?