Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 04.12.2022

                                                                   ВЫСТАВКА "НАШЕ ДОСТОЯНИЕ" .
ИЗРАЗЕЦ С ФРИЗА ТУГЛИМСКОГО ХРАМА.


ХРАМ. Перед нами – изразец с фриза Туглимской церкви. В книге поступлений указано, что в музее он находится с июля 1983 года. Подобных изразцов в фондах Яренского музея несколько. Попробуем узнать о них побольше.

Изразец с фриза Туглимской церкви. Обратите внимание на традиционное "пятицветье" и растительный орнамент.Изразец с фриза Туглимской церкви. Обратите внимание на традиционное "пятицветье" и растительный орнамент.Туглимская Благовещенская церковь построена около 1712 года на средства торгового человека Фомы Попова. Освящена в 1714 году. Храм имел два престола: в честь Благовещения и святых Зосимы и Савватия Соловецких. В 1868 году был освящен третий престол в честь Иоанна Предтечи. Туглимская церковь – уникальный памятник русской архитектуры, как по построению, так и по редкому декору, синтезировавшему монументальные белёные кирпичные детали с многоцветным ИЗРАЗЦОВЫМ ПОЯСОМ [2].
Мы видим, что в описании церкви указано на отличительную черту Туглимского храма – пояса из изразцов. В книге поступлений написано, что изразец взят с ФРИЗА. ФРИЗ (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения. Итак, перед нами уникальный изразец, украшающий Благовещенскую церковь некогда богатого села Туглима.

РИСУНОК. Изучим орнамент изразца. Цветовая композиция из пяти цветов: зеленый (основа), белый, желтый, коричневый, синий. Традиционное для начала 18 века «пятицветье». Каждый цвет имеет свое значение: зелёный – трава, жёлтый – солнце, коричневый – земля, синий – небо. Такие цветные изразцы – полихромные пришли на смену красным и муравленым (зелёным) изразцам. В литературе они часто называются ценинными (от немецкого Zinn - олово). Окись олова являлась существенной составной частью эмалей, делавшей их непрозрачными, глухими. Новшеством, введенным в технологию русскими мастерами, становится рельеф с приподнятыми краями, не позволяющий эмали растекаться и смешиваться.
В орнаменте изразца характерны мотивы травы – муравы, цветов, ягод, стебля с завитками. Такой узор принято называть «растительный орнамент». Трудно сказать, в каком городе был изготовлен наш экспонат. В Сольвычегодске, Тотьме, Вологде – в каждом городе были свои мастера изразцового дела. Но ярче всего это искусство проявилось в Великом Устюге.

МОДА. Столичная мода на изразцы пришла на Север с опозданием, но нашла в народе признание. Стараниями устюжского архиепископа Александра в конце XVII века церкви епархии стали декорировать на московский манер «цениной» – полихромными изразцами. Расписанные цветными эмалями, покрытые рельефными изображениями, изразцы особенно ярков выделялись на белой глади каменных стен храмов. Их помещали в углубления, выстраивали в длинные фризы и карнизы, опоясывающие стены здания [1].
Наш Туглимский Благовещенский храм является одним из таких «модных» в конце XVII века архитектурных сооружений.

ИЗРАЗЦЫ В НАУЧНЫХ РАБОТАХ. Предположение о том, что изразец сделан в Великом Устюге подтверждают исследования Лисенковой Юлии [3]. В своей работе она выделяет шесть этапов развития и художественных особенностей изразцового убранства храмов:« … III период. Не ранее конца 1680 - начала 1690-х годов в Устюге налаживается производство поливных изразцов, о чем свидетельствуют керамический декор ряда устюжских храмов, выстроенных или перестроенных в течение конца XVII - первой половины XVIII веков, а также фасадная керамика храмов Лальска, Сольвычегодска и Туглима - городов и сел, входящих в территорию Великоустюжской и Тотемской епархии.
На протяжении с конца 1680 - начала 1690-х и до 1720-х годов широкое распространение получили рельефные пятицветные рамочные изразцы с рисунками четырех видов птиц, двух подвидов малого вазона и безрамочная композиция большого вазона. Введение изразца в структуру фасадного декора следует связать с желанием Великоустюжского и Тотемского архиепископа Александра украсить храмы по столичной моде, тем самым подчеркнув роль Устюга как духовного и культурного центра епархии. Храмом, положившим в Устюге начало «моде» на изразцовый декор и послужившим образцом для ряда других церквей, стал Спасо-Преображенский собор.
Параллельно со стенными изразцами вырабатывали поливные (пятицветные) профильные изразцы с растительно-геометрическими мотивами, декорировавшие фризы и киоты храмов...»

✅ПОДВЕДЁМ ИТОГ НАШЕГО НЕБОЛЬШОГО ИССЛЕДОВАНИЯ. Пятицветный профильный изразец с растительно – геометричным узором Туглимского храма был изготовлен в Великом Устюге в начале XVIII века.
Остаётся добавить, что в настоящее время его можно увидеть в Яренском музее на выставке «НАШЕ ДОСТОЯНИЕ».

Список источников:
1. Богуславский И., Рыбаков А. Мастера Русского Севера. - М.: Планета, 1987. 319 с.
2. Щеголев К.Ю., Иванов Д.В, Кокшаров В.М. Окна Ленского района: альбом – путеводитель. – Сыктывкар: Коми республиканская типография, 2022.139 с.
3. Лисенкова Ю. Изразцовое убранство храмов Великого Устюга XVII - первой половины XVIII веков: этапы развития и художественные особенности. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций URL:. https://www.dissercat.com/content/izraztsovoe-ubranst..
(дата обращения - 26.11.2022)

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?