Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Деревянная скульптура "Христос в темнице" 18 века.

Опубликовано 16.08.2024

Коллекция храмовой деревянной скульптуры Русского Севера в фондах Яренского краеведческого музея насчитывает четырнадцать памятников: фигуры Христа, ангелов, Богоматери, Иоанна Богослова. Хронологически она охватывает XVIII – XIX вв. Коллекция была, в основном, сформирована в 1930-е гг., когда на территории Ленского района происходило массовое закрытие храмов. В 1920 - 1930-х гг. новая власть боролась с религиозными учреждениями, у церквей изымались все ценности, закрывались духовные учебные заведения. В алтаре Спасо-Преображенского собора, где с 1930 года размещался Яренский музей местного края, был оформлен антирелигиозный отдел. В отделе, наряду с другими предметами церковного искусства, была представлена и деревянная скульптура.

Скульптура "Христос в темнице". 18 век. Дерево, резьба, левкас, темпера. 114х44х65
ЯКМ 861Скульптура "Христос в темнице". 18 век. Дерево, резьба, левкас, темпера. 114х44х65 ЯКМ 861Основу коллекции составляет интересная и значительная группа фигур с изображением «Христа в темнице». Христос представлен после бичевания, с кровавыми ранами, с терновым венцом на голове, с закованными руками или ногами. Такие фигуры страдающего Христа обычно ставились в полутёмном углу храма, в нише или киоте. Фигуры могли быть различных размеров: высокие, более одного метра, или совсем маленькие, достигавшие в высоту 30-40 см. В музее хранится шесть таких скульптур: пять большого размера и одна маленькая. Изображение «Христа в темнице» имеет свою социальную основу. Облик отверженного, обездоленного бога находил живое сочувствие у крестьян, видевших в его мытарствах отображение собственной судьбы. Все фигуры «Христа в темнице» выполнены профессионально, что говорит о связях мастеров – резчиков с каким – либо крупным центром резьбы по дереву на Русском Севере. Ближайшим таким центром к Яренскому уезду был Великий Устюг. Для создания скульптуры широко использовалась сосна, реже – берёза и ель. Основная часть скульптуры делалась из цельного куска дерева, затем резчики добавляли к нему недостающие детали. Добавления прочно подгоняли и приклеивали. Основными инструментами мастеров были топор, нож, позднее – долото, стамески, струги, буравы, дорожники. Средневековая деревянная скульптура была полихромной и красочной. Техника исполнения фигур препятствовала естественному разрушению – их поверхность покрывалась левкасом и краской, которые наряду с декоративной функцией создавали довольно прочный защитный слой от влаги, загрязнения, повреждений (левкас – традиционный иконописный грунт из мела или алебастра с клеем, положенный на деревянную основу). Северные резчики работали и над совершенствованием приёмов объёмной моделировки.


Изображения деревянных идолов у народов коми встретил святой Стефан Пермский во второй половине XIV века. Это были боги воды, воздуха, охоты, многочисленные божества леса. Упомянутые в «Житие Стефана Пермского» (написано Епифанием Премудрым в XV веке) «болваны вырезом вырезанные» и есть простейшие древние формы деревянной пластики, в создании которых складывались местные традиции обработки дерева. Позднее, во времена Петра I, на деревянную скульптуру обратили внимание духовные власти, заметившие, что скульптурные изображения служат предметами обожествления. В 1722 г. был обнародован Указ Петра I, который означал борьбу с деревянными изваяниями. Указ при его преемниках не очень строго исполнялся, а на периферии, где проводилась христианизация «инородческого» населения, местное духовенство осуществляло более гибкую политику. В XVIII веке декоративная скульптура в изобилии украшала выступы иконостасов и киотов.
В 1920-е, 1960 – 1970-е гг. научные экспедиции обнаружили и вывезли в музеи большое количество уникальных памятников деревянной скульптуры, находившихся в часовнях, церквях и соборах различных районов Севера. В Государственном Русском музее, Архангельском областном музее изобразительных искусств, в музеях Вологды, Кириллова, Великого Устюга, Тотьмы, Сольвычегодска, Каргополя и Череповца сформированы значительные коллекции киотной и иконостасной скульптуры. [1]

Храмовая деревянная скульптура из собрания Яренского краеведческого музея является наследием и последней страницей древнерусской культуры, и, наравне с коллекциями других музеев, составляет часть исторического и культурного достояния нашей страны.

Литература и источники:
1. Кольцова Т.М. Резные иконостасы и деревянная скульптура Русского Севера. Каталог выставки. Архангельск – Москва, 1995. С.16 – 17, 20.
2. ЯКМ КП 867
3. ЯКМ КП 861

 

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?