Достопримечательностью села Лена являются две каменные церкви. Одна из них – Успенская, строилась в 1757-1762 гг. и освящена в 1774 году. Вторая, Спасская, более чем на полстолетия старше своей каменной сестры.
Спасская церковьЛена – село древнее. Его первое упоминание датируется 1517 годом, и у местных церквей были предшественники – деревянные церкви. Упоминание о первой из них – церкви Николая Чудотворца, датируется тем же 1517 годом. В 1585-1586 гг. в Лене стояли две деревянные церкви Николая Чудотворца и Георгия Великомученика с приделом Иоанна Златоуста [1]. К 1592 г. они сгорели, и крестьяне Ленского прихода писали челобитную Митрополиту Ростовскому и Ярославскому и Устюжскому Варлааму на строительство новых церквей. 6 марта (здесь и далее – по старому стилю) 1592 года написана храмозданная грамота, в которой Митрополит Варлаам благословил жителей Лены «на те храмы лес ронить и новые храмы воздвигнуть».
В 1608 году на погосте стояли церковь Николая Чудотворца и церковь Георгия Великомученика. Спустя некоторое время ленский церковный староста писал челобитную патриарху Гермогену, в которой сообщал, что храм Николая Чудотворца «ветх и служить в нем не мочно». В храмозданной грамоте от 25 февраля 1610 года патриарх Гермоген благословил на «старом церковном месте построить новый храм» [2].
В 1646 г. в Лене стояла церковь Николая Чудотворца с приделом апостолов Петра и Павла и храм Георгия Великомученика с приделом Иоанна Златоуста и ветхий храм Николая Чудотворца [3].
В XVIII веке на смену деревянным церквям приходили каменные. И храм Спаса Нерукотворного в Лене был одним из первых каменных храмов, построенных на территориях, в XX веке вошедших в состав Ленского района.
Но при попытке выяснить дату постройки церкви мы встречаемся с трудностями. В книге Натальи Петровны Воскобойниковой «История церковного строительства...» отмечено, что каменная Ленская церковь во имя Спаса Нерукотворного построена в 1772 г., а освящена в 1774 г. Но эти данные не находят подтверждения в исторических источниках, и здесь мы имеем дело с опечаткой. В упомянутой книге Н. П. Воскобойникова писала: «В 1707 году на Лене стояла уже каменная теплая пятиглавая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа с приделом во имя святителя Николая» [4]. Указывая эти сведения, исследовательница основывалась на переписной книге Яренского уезда 1707 года, которая и содержит первое на данный момент известное упоминание ныне стоящей каменной Спасской церкви.
Таким образом, строительство церкви относится к концу XVII-началу XVIII века. В конце XVII века местные священники уже тратили доходы прихода «на каменное церковное строение» [5]. Косвенно на этот период указывает и опись церковного имущества Ленской Спасской церкви 1772 года, в которой отмечен находившийся на главном престоле Ленской Спасской церкви антиминс 1700 г., полученный от великоустюжского Успенского собора и антиминс 1701 г. в приделе Николая Чудотворца [6].
Согласно описи 1772 года, церковь была каменная, пятиглавая, с главами и крестами, обитыми белым железом. При церкви стояла каменная колокольня с 8 колоколами, самый большой из которых весил 99 пуд 12 фунтов (примерно 1,6 тонн) [7].
В 1793 г. церковь сильно обгорела. Огонь появился, скорее всего, по вине крестьянина Филиппа Василисина, работавшего на вдову купца Аммоса Осколкова Екатерину. Он курил трубку, затем высыпал из неё оставшийся нагар на сор и щепки и уехал на работу в поле.
Возник пожар, в котором выгорело 3 дома и пострадал второй этаж церкви: сгорела деревянная трапеза и иконы. Пожар растопил два малых колокола. Примерная стоимость сгоревшего имущества оценивалась в 1000 р [8].
К 1802 году церковь была восстановлена. К этому времени, как указывалось в церковно-приходской летописи, она была «уже устроена, отбелена и со вновь писанными образами довольно изукрашена и готовилась к освящению» [9].
Церковь функционировала до конца 1930-ых гг. В 1940 году районный исполнительный комитет слушал ходатайство граждан села Лены о закрытии Спасской церкви и использовании её под школу. К этому времени церковь уже несколько те не функционировала, ремонт в ней не производился, кроме того, имелась задолженность по налогам [10]. По данным на 1948 г. церковь стояла пустая [11]. В 1957 г. она переоборудована под клуб [12].
Источники и литература
[1]. Зимин А. А. Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI века // Материалы по истории Европейского Севера СССР: cеверный археографический сборник. Вып. 1. Вологда: 1970 г. С. 447.
[2]. Вологодские Епархиальные Ведомости, 1868 г., № 4.
[3]. Документы по истории народа коми. Писцовые и переписные книги Яренского уезда. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985 г.
[4]. Воскобойникова Н. П. История церковного строительства. Сыктывкар, 2000. С. 25.
[5]. Воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. //Вопросы истории и культуры северных стран и территорий, № 2 (18). 2012 г.
[6]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 2147. Л. 70, 72 об.
[7]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 2147. Л. 75 об.-76.
[8]. ГААО. Ф. 3 Оп. 1. Д. 171.
[9]. ЯКМ КП 1928. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 3 об.
[10]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 138. Л. 101 об.
[11]. ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 43. Л. 23.
[12]. ГААО. Ф. 5620. Оп.3. Д. 56. Л. 19.