Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Как в Ленском районе закрывались церкви. Ч.2

Опубликовано 29.09.2024

Слом и нужды колхозов: вопросы использования закрытых церквей

Другие церкви также приспосабливались под различные учреждения. 10 октября 1934 года исполком разрешил использовать здание Ленской Успенской церкви, закрытой в 1929 году, под нужды колхозов [19]. В апреле 1936 года исполком решал судьбу церквей Всех Скорбящих в д. Карповка и Ошлапецкой Сретенской церкви. Обе уже долгое время пустовали – 5 и 6 лет соответственно.

В итоге местным сельсоветам разрешили использовать церкви в качестве межколхозных клубов [20]. В 1940 году аналогичное предложение озвучено исполкомом колхозу имени Стаханова по поводу Иоанно-Богословской церкви [21].
В этом же году исполком слушал ходатайство граждан села Лены о закрытии Спасской церкви и использовании её под школу. Прошение аргументировалось тем, что церковь уже несколько лет не функционирует, ремонт в ней не производится, кроме того, имеется задолженность по налогу со строений. Ходатайство было передано в вышестоящие органы власти [22]. В 1939 году исполком постановил приспособить Вожемскую и Туглимскую церкви под школы [23], в 1941 году – церкви Сойгинскую, Слободчиковскую и повторно упомянутую Вожемскую [24]. Но от этих планов отказались. К 15 января 1943 года начальная школа находилась лишь в Вожемском храме, позднее её перенесли [25].
На долю некоторых из церквей выпала более печальная судьба: их ожидал слом. Так случилось с церковью Всех Скорбящих в Яренске. 10 сентября 1936 года был утвержден договор на её разделку. Из материала, оставшегося от церкви, хотели построить дом культуры, но средств на его строительство не выделили, а церковь уже разобрали. В 1937 году районный исполнительный комитет утвердил договор с Литвиновским ЛПХ на слом одной из сойгинских церквей [26].
19 апреля 1940 года исполком слушал прошение председателя Козьминского сельсовета о разрешении на слом Богоявленской церкви в Заборье. Исполком, «в связи с острой необходимостью в кирпиче и невозможности использования части церкви под другие нужды», разрешил использовать притвор паперти и колокольню этой церкви для различных нужд. В самой же церкви предложил организовать клуб [27].

«В результат хищнической эксплуатации»: храмы района во второй половине XX века.

В последующее время здания церквей Ленского района, использовались для различных производственных и культурных целей. В 1951 году в Ленском районе числилось 19 церквей. Из них 3 здания было отдано под клубы, 10 – под склады, 2 – под мастерские, 4 здания были пусты [28].
Последней закрытой церковью из существующих на территории современного Ленского района была Чакульская (Рябовская) Преображенская церковь (до 1965 года Рябовский сельсовет относился к Котласскому району). Храм закрыт в 1961 году. Причиной стало ветхое состояние здания и отсутствие священника. Верующие попытались вновь открыть храм, организовали сбор подписей. Но местная власть обнаружила нарушения в ходе их сбора, и церковь осталась закрытой [29].
После отъёма храма у верующих его разорили. В паспорте Чакульской Спасо-Преображенской церкви, составленном в начале 1970-ых гг. есть следующие строки: «Интерьеры памятника находятся в плохом состоянии, несмотря на то, что находящаяся всего лишь несколько лет назад действующая церковь поддерживала их в образцовом порядке. Сразу после закрытия храм подвергся нашествиям пришлых хулиганов. В настоящее время продолжается утрата интересных деталей убранства. Снесена и растащена напрестольная сень начала XIX века. Разграблен иконостас...».
Такие паспорта были составлены на каждую церковь. И в них неоднократно отмечались разрушения, нанесенные церквям в 1930-ые-1940-ые и последующие годы. В паспорте Сойгинской Преображенской церкви читаем: «церковь Рождества Богородицы, колокольня и церковь Екатерины с захоронением в ней преподобного Симона уничтожены в 30-ые-40-ые гг.» и «из-за варварской эксплуатации памятник лишен кровель на четверике». Паспорт Ленской Спасской церкви содержит фразу: «Значительно разрушенный в недавнее время памятник первоначально был уникален в русской архитектуре». О Яренской Покровской церкви написано: «В 30-ые гг. XX века снесен барабан с главой, уничтожен свод восьмерика, декоративные портики первого этажа. Произведена внутренняя перепланировка и обстройка памятника… Разрушение памятника продолжается до сего времени». Не менее печальное заключение вынесено о Вожемской Троицкой церкви: «В результате хищнической эксплуатации утрачены боковые всходы на крыльцо, часть кровель, кресты на апсидах. Уничтожено практически все убранство интерьеров, устроено перекрытие в верхней церкви». В паспорте Шономской Богоявленской церкви сообщалось: «Трапезная полуразрушена, колокольня и придел полностью уничтожены» [29].
Таким образом, при закрытии церквей по причине их ветхости, вопросы сохранения архитектурных памятников не были приоритетными для местных органов власти. С разрешения исполкома допускалось полное или частичное разрушение этих церквей, их перепланировка для приспособления под производственные или культурные нужды.
Подводя итоги, отметим, что история закрытия церквей – тема непростая. Отношение к ней часто продиктовано мировоззренческими установками того или иного автора. Одно можно утверждать наверняка: в 1930-ых гг. культурная карта Ленского района значительно изменилась. Религиозная обряды, совершаемые в церквях, на долгое время ушли в прошлое. Сами церкви утратили свое первоначальные значение, превратились в здания, приспосабливаемые для различных нужд. В наше время многие из храмов района пустуют, находясь в безлюдных или малонаселенных местах.

Источники и литература


[19]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 47. Л. 127.
[20]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 98, 99 об.
[21]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 138. Л. 107 об.
[21]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 138. Л. 101 об.
[22]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 121. Л. 145.
[23]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 154. Л. 118.
[24]. ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 1. Л. 15.
[25]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 93. Л. 83.
[26]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 138. Л. 107 об.
[27]. ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 56. Л. 38.
[28]. Молодов Олег Борисович Закрытие православных приходов на европейском севере СССР в 1950-1980-е годы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №4. С. 39/
[29]. Паспорта культурных объектов «Церковь Преображения» (д. Чакула), «Церковь Спасо-Преображения» (с. Сойга), «Спасская церковь» (с. Лена), «Церковь Покрова» (с. Яренск), «Церковь Троицы» (с. Вожем), «Церковь Богоявления» (с. Заборье)// Архив НПЦ.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?