Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Онлайн-выставка "Мастерицы с молитвою в сердце"

Опубликовано 30.03.2021

Часть вторая. «Живопись и плетение из соломки».

Продолжаем цикл выставок «Мастерицы с молитвою в сердце», в которой будут показаны неповторимые рукотворные шедевры монахинь женского Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря, находящиеся в фондах Яренского краеведческого музея. Этот монастырь входил в состав Яренского уезда.

В предыдущем выпуске рубрики были представлены изделия вышивальщиц и золотошвей монахинь женского Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря Яренского уезда.
Как было сказано ранее, у всех монахинь было своё послушание и свой вид деятельности, которые они старательно выполняли. Одним из них являлась живопись, при Кылтовском Кретовоздвиженском монастыре имелась своя живописная мастерская. Монахини рисовали картины, использовали живопись для украшения декоративных вещей (газетниц, салфеток, подставок). В монастыре были даже монахини, умеющие писать иконы, некоторые из них были известны далеко за пределами обители.

Для живописного послушания из Шенкурского монастыря в Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь прибыли уроженка Вельского уезда Поликсения (в миру Анна Александровна Измайлова, родилась около 1864 года) и из Холмогорского уезда – дочь псаломщика Мирония (в миру Александра Алексеевна Галактионова, родилась около 1849 года). Также живописью занимались рясофорные послушницы (послушницы, которые уже могут носить монашескую рясу, но ещё не окончательно посвящены в монашескую жизнь) монастыря:
крестьянская девица Анисья Ивановна Конечнова, крестьянская девица Текуса Фёдоровна Кутькина, крестьянская девица Мария Христофоровна Шимина, она была главная по живописи в Кылтовском монастыре. Для живописной деятельности были закуплены мольберты, кисти и краски.

Надо заметить, что наличие иконописной мастерской было редкостью в нашем крае. Только в районе Усть-Выми занимались иконописью. Иконописная мастерская Кылтовского монастыря обслуживала ещё и церкви, если их восстанавливали после пожара, или обновляли иконостасы. В 1903 году от продажи икон своей работы в казну монастыря поступило 28 рублей, а в 1914 году – 80 рублей 55 копеек.

Лучшие иконописные работы Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря принадлежали уроженке села Турья, Яренского уезда, монахине Александре Петровне Сухаревой (Сане Вымской). Она два года обучалась в иконописных мастерских Киево-Печерской Лавры. В 1940 году Александра Петровна была арестована, и через полгода освобождена за прекращением дела, оставшуюся жизнь прожила в селе Турья.

В нашем музее, к сожалению, нет иконописных работ монахинь Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. Одна икона Александры Петровны Сухаревой Рождество Пресвятой Богородицы находится в Национальном музее Республики Коми и одна её картина «Ангел и голубь» находится в школьном музее села Турья. Вероятно, все её работы были проданы монастырём, так как писались иконы, в основном, на заказ.
Однако, в нашем музее в фондах находится потрясающая картина «Медведь» из женского Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря, предположительно, её написала именно Александра Петровна Сухарева.

Вернёмся к выставке. Итак, картина «Медведь». Написана картина на холсте масляными красками, и вставлена в очень красивую рамку, изготовленную из золотистой соломки методом плетения. Картина довольно большая: ширина 63 см, длина 76 см. с рамкой. Написана картина в начале 20 века, то есть ей уже более 100 лет!
На картине изображён лесной пейзаж: речка, по берегам которой растут стройные берёзки, могучие ели и корабельные сосны, и небольшой бурый медведь, уходящий от речки в сторону леса. По замыслу художницы, вероятно, что медведь приходил к реке в жаркий летний день, чтобы утолить жажду прохладной водой, а потом вернулся в свой родной лес…Надо заметить, что медведь является символом наших русских северных лесов, в народе так и говорят про него – «хозяин тайги». Возможно, это и хотела показать в своей картине великолепная художница.
Сразу бросаются в глаза невероятной голубизны небо и сине-голубая тихая река. Вся природа на картине дышит покоем и тишиной, и в тоже время показана сила, мощь и красота северной тайги.
Интересный факт: если долго смотреть на эту потрясающую картину, то можно услышать звенящую тишину лесной природы…Магическое ощущение…Рамка на картине изготовлена из золотистой соломки, она широкая: 8 сантиметров, и состоит из 3-х частей: плетёной дорожки (в центре), 2-х плоских лент из цельной соломки и ажурного соломенного кружева по краям, придающего картине особое изящество и праздничность.

Монахини женского Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря своими неутомимыми и искусными руками также изготовляли и «мелочные кабинетные вещи», например, салфетки и газетницы, которые украшались живописью. Все они выполнены, в основном, из соломки.
Зачем же люди плели из соломки различные изделия? Вероятно для того, что люди в далёком прошлом верили в божественную силу зерна, стеблей и некоторых плетёных изделий из соломки, это было основано на страхе потери урожая и угрозе для жизни. С колосом, зерном, снопом, со сбором урожая во всём мире существовали целые ритуалы и обычаи.

После обработки урожая и обмолотки зерна, соломы было всегда в достатке в крестьянских хозяйствах. Солома одевала и обувала наших предков, утепляла их жилища, и служила постелью. Солома также служила прекрасным пластическим материалом в создании разнообразных обрядовых атрибутов и украшений.
Для плетения подходила солома пшеницы, ржи, ячменя. Надо заметить, солома этих растений хрупкая и жестковатая, но, в процессе работы, она становится гибкая и прочная. Оказывается, у каждого злака свой особенный цвет, гибкость, прочность и толщина. Заготовка соломки производилась летом, после того, как растение созреет, и у него нальются колосья. Эта работа требовала большой осторожности, так как соломинки очень легко гнутся, могут потерять форму и стать непригодным к тонкой работе.

Солому собирали до обмолота, давали ей несколько дней высохнуть и сохраняли до начала работы. Чтобы подготовить солому к плетению, с неё убирали колосья, узелки и листья, то есть, соломка должна быть гладкой. При необходимости в работе, соломку можно было разрезать вдоль и прогладить утюгом. Важно, что перед работой соломку замачивали на некоторое время в воде, чтобы, набравшись влаги, она стала более эластичной.
Существовало два вида соломоплетения: плетение по спирали (солома сшивалась соломой или тонкими полосками ивы) и перпендикулярное плетение разрезанной вдоль соломки, которое выглядело очень красиво, а изделия отличались особым блеском.

Монахини женского Кылтовского монастыря изготовляли изделия из соломки методом перпендикулярного плетения, при этом соломка разрезалась вдоль, и плетение было тонким и изящным. С обратной стороны сплетённое изделие пришивалось на плотный картон, обшитый простой тканью. Поэтому, готовое изделие выглядело хрупким, и в то же время очень прочным.

Газетницы, находящиеся в наших фондах, имеют форму вытянутых сердечек. Это символично, так как, их, видимо, заказывали на подарки своим любимым, дарили своё сердце…Надо заметить, что у газетниц имелось два отдельных кармашка, сплетённых также из соломки, в кармашки вставлялась газета или вкладывались открытки. По краям газетницы украшены соломенным плетёным кружевом, что придаёт им пышность и воздушность.
На нижних кармашках газетницы имеются красивые живописные рисунки, написанные на плотном картоне. На одном рисунке изображён летний пейзаж на фоне белого цветка, на другой – надпись старинными печатными буквами «На память» в обрамлении бело-розовых цветов. Судя по неброским рисункам, видно, что художница обладала ярким талантом и прекрасным чувством видеть, и передавать красоту природы. Благодаря таким рисункам, вещь приобретает неповторимую индивидуальность. Такие газетницы обычно приспосабливали на стену, они служили как украшением, так и хранительницами газет и открыток.

Плели Кылтовские монахини из золотистой соломки и декоративные салфетки-подставки. Основной частью является круг, по краям располагаются 6 пришитых больших сердечек, изготовленных из твёрдого картона, по краям сердечки украшены декоративной ленточкой, также сплетённой из соломки.
В центре каждого сердечка, на тёмно-коричневом фоне, очень скоромные, но в то же время, изысканные рисунки белых цветов; на самом круге, по краям, два рисунка в виде белых цветов с зелёными листьями. На такие подставки можно было поставить вазу с цветами, шкатулку, сувенир, или просто украсить ими любой стол. Очень красивое изделие!

В наших фондах имеется ещё одна уникальная и единственная в своём роде вещь ручной работы монахинь Кылтовского монастыря, изготовленная из соломки. Это декоративное настольное украшение «Цветок». Такая вещь ставилась обычно на стол и являлась украшением интерьера.
Состоит «Цветок» из подставки на обратной стороне, изготовленной из твёрдого картона и обтянутой простой тканью, пяти лепестков, сплетённых из соломки, и сердцевины, изготовленной также из твёрдого картона. В центре сердцевины, на голубом фоне, незатейливый, но в тоже время изящный рисунок колючей веточки розы с нераскрывшимися бутонами, рисунок настолько реальный, что, кажется, сейчас бутоны распустятся, и мир увидит необычайно красивые цветы. Каждый лепесток украшен рисунком роз и весёлых, нежных, синих незабудок. Эти рисунки оживляют изделие и придают ему нежное очарование. Наверно, и сейчас, в настоящее время, такое украшение великолепно бы смотрелось в любой домашней обстановке, и радовало глаза своим золотым и тёплым сиянием…Изумительная вещь!

Надо заметить, что у всех изделий очень хорошо сохранилась сама соломка, она очень золотистая, блестящая и шелковистая на ощупь. Кажется, что сплетены эти изумительные изделия совсем недавно…Поражают своей яркостью и живописные рисунки, краски не потеряли своих свойств, не выгорели и не стёрлись. Всё это говорит о том, насколько качественно были изготовлены данные изделия, и видно, что рукодельницы вкладывали всю душу в свою нелёгкую, трудоёмкую и кропотливую работу, создавая поистине уникальные и волшебные вещи.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?