Брачные венцы
Значительную группу коллекции «Этнография» Яренского краеведческого музея составляет церковная утварь (ковчежки, дарохранительницы, дискосы, водосвятные чаши, купель, брачные венцы и т.д.).
Среди них выделяются церковные головные уборы – брачные венцы (венчальные). Как правило, в комплект входят 2 венца. Их форма – форма круга, не только отражает устойчивое представление о цикличности времени, но и обозначает сакральное значение этого предмета. Его важность подтверждается уже тем, что в Словаре русского языка XI–XVII вв. приведены одиннадцать значений слова «венец».
Венец - головной убор в виде обруча, кольца, повязки, диадемы из цветов, трав, лент, металла и др. Венец свадебный употребляется при христианском обряде брака; отсюда переносное значение идти под венец, что значит вступить в брак [1, с.439].
Венцы при заключении христианского брака использовались с глубокой древности. О них писал уже святитель Иоанн Златоуст, живший в IV–V вв. по Р.Х.
Интересно, что в те времена венцы представляли собой обычные венки из невянущих растений – лавра или мирта. Эти венцы молодожены носили 7 дней, а на восьмой день священник читал над ними особую молитву «на разрешение венцов» и лишь после этого венцы снимали [2].
Венец становится непременным участником церковного таинства бракосочетания, приобретая глубокий духовный смысл. Само Таинство получает название «Венчание», имея этимологическое происхождение от слов «венок», «венец». Главным моментом таинства являлось возложение брачных венцов на головы жениха и невесты. Церковь наделяет брачные венцы глубоким символическим значением, выражающим «величие и смысл христианского брака, где славою и честью венчаются двое в плоть едину» [3,с.104].
Несмотря на глубокую духовную составляющую образов брачных венцов и бесспорное уподобление их святыне, нигде нет никакого специального указания на определенные каноны по их изготовлению. В специальной литературе предложено выделять шесть их основных форм [4].
Какие же брачные венцы хранятся в Яренском краеведческом музее? В фондах музея хранятся два брачных венца XIX века. По форме они напоминают царскую корону, которая возлагается на голову жениха и невесты при совершении таинства брака.
Венец размером 29 см*20 см выполнен из листовой латуни в технике чеканки, состоит из нескольких деталей, собранных вместе шплинтовыми соединениями. В основе обруч с восемью высокими декоративными зубцами по верхнему краю. К внутренней стороне зубцов крепятся плоские дуги, образующие перекрестие в верхней части. В центре перекрестия укреплена многолепестковая розетка с просечной маковицей с широким четырехконечным крестом, украшенной в нижней части треугольными зубцами. Крепится к плоским дугам с помощью резьбового соединения на винт. Все детали, кроме креста, декорированы чеканным и штампованным растительным узором. Четыре из восьми декоративных зубца обруча украшены накладными овальными финифтяными медальонами с росписью эмалью. Крепление их шплинтовое. Если визуально венцы схожи, то изображения на медальонах отличаются. На венце, предназначавшемся невесте – на голубом фоне изображения Богородицы, парный образ равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены и Крест Господень. На венце, предназначавшемся жениху – на голубом фоне изображения Спасителя, апостола Иоанна, Божьей Матери и Крест Господень. Все изображения святых на венцах помещены в клейма, декорированные по краю узором, имитирующим полосы полубусин. По нижнему краю обруча и на дужках расположены полосы полубусин. Внутри обруч подложен темно-синим плюшем и две тонкие узкие дужки для фиксации на голове.
Бытовали венцы в Яренском Преображенском соборе, о чем свидетельствует запись в главной книге описи церковного имущества этого собора [5]. До настоящего времени брачные венцы Яренского краеведческого музея на выставках не экспонировались, так как находятся в состоянии изучения.
Литература и источники:
1. Большая советская энциклопедия. 2-е издание. Москва.1951 г. Т.7. 643 с.
2. Венчальные венцы.[Электронный ресурс] // Фабрика церковной утвари ОРТОКС. URL: https://ortox.ru/wiki/venchalnye-ventsy/ (дата обращения: 17.02.2022)
3. Настольная книга священнослужителя. М., 1983 Т. 4. 104 с.
4. Покровский Н. В. Брачные венцы и царские короны: История формы брачных венцов и их символическое значение // Христианское чтение. 1882 Ч. II . с. 127-160.
5. ЯКМ 1947 Ф. 1. Оп. 1. Д. 84
6. ЯКМ 115 /1
7. ЯКМ 115 /2

