Одиннадцать фактов о Спасо-Преображенском соборе, которые вас поразят
19 августа «визитная карточка» Яренска отметила 255 лет со дня поименования и 20 лет со дня возобновления богослужений.
Этот силуэт знают все, кто любит наше древнее село. Спасо-Преображенский собор, в котором с 1930-х годов размещается Яренский краеведческий музей, является не просто памятником архитектуры XVIII века. Это поистине уникальный комплекс. Читаем, почему!
1
Преображенская церковь является третьей по счёту известной Яренской соборной церковью. Две первые были деревянными. После сгорания последней в 1761 году, только что построенная каменная соборная Воскресенская церковь с колокольней в одной связи была переименована в 1765 году в Преображенскую.
2
Постройка церкви была разрешена преосвященной грамотой 1745 года и велась с 1752 по 1758 годы. Именно последний, 1758 год, когда состоялось освящение церкви с приделом святого Предтечи Иоанна, следует считать годом ее постройки, а не 1745 – год выдачи грамоты на строительство или 1765 – год переименования.
3
При реставрации собора в 1878 году сделана запись: «на окраску стен собора и полов, а также на очистку иконостаса по причине сильного закоптения и на покрытие лаком, на золотение колонн и на резьбу израсходовано 3858 руб. 75 коп.». В переводе на сегодняшнее время это два миллиона рублей! И для того времени сумма была огромной.
4
На территории Архангельской области есть только два храма с полным комплексом фресковых росписей: Благовещенский собор в Сольвычегодске и Спасо-Преображенский собор в Яренске.
5
В 2015 году московские специалисты выявили, что фресковая живопись на стенах собора – темперная. Такая краска разбавляется водой и готовится на основе сухих порошков. Именно благодаря такой технологии мы до сих пор может видеть сюжеты, изображённые на росписях, ведь масляная живопись от перепадов температуры давно бы разрушилась.
6
Огромная ценность собора - пятиярусный с 37-ю иконами традиционный иконостас, украшенный орнаментальной резьбой с разделениями между иконами в виде резных колонок. Он был отреставрирован в конце 1980 - начале 90-х годов благодаря директору Борису Угрюмову.
- Осуществить такую работу в советское время было равносильно подвигу, – считает искусствовед Татьяна Кольцова. – Я знаю лишь несколько подобных случаев в России: соборы Московского или Новгородского кремля, например.
7
Яренский музей является единственным в России краеведческим музеем, находящимся непосредственно в культовом сооружении.
8
Фонд музея на сегодняшний день насчитывает более 18 000 экспонатов, что является значительным фондом для краеведческого музея подобного масштаба. В его состав входят археологические и палеонтологические коллекции, коллекции книг, документов, фотографий, предметы этнографии.
9
Среди коллекции экспонатов есть уникальные иконы с авторскими подписями устюжских иконописцев Дьякова и Крыловских. Иконописцы из Устюга знамениты как мастера миниатюрного письма, для которого характерно особое изящество рисунка, скрупулёзная прорисовка деталей и каллиграфическая чистота линий. Устюжские мастера часто использовали приём черневого письма по золоту.
10
Уникальным экспонатом собора являлась коллекция деревянной скульптуры «Христос в темнице». Ещё в 1911 году Дмитрий Толстой, управляющий Русским Музеем Императора Александра III, заинтересовался ею и запрашивал о передаче деревянных «изображений» в Отдел Христианских Древностей. Были ли отправлены в Санкт-Петербург какие-либо из яренских резных скульптур, ранее украшавших соборные иконостасы, неизвестно, но сегодня часть их хранится в собрании Яренского краеведческого музея.
11
С момента снесения колокольни Покровского храма в 1930-х годах до возведения вышек связи в конце 1990-х начале 2000-х собор оставался архитектурной доминантой районного центра.
Александра ХОДАСЕВИЧ
Денис ИВАНОВ, директор Яренского краеведческого музея:
«Проект реставрации готов! Ждём финансирования»
- Благодаря выделению средств из областного бюджета подготовлен проект реставрации настенной живописи и капитального ремонта собора в целом. В него входят внешний ремонт: кровли и фасадов, внутренний: полов, стен, потолков и окон, а также замена системы отопления, подключение водопровода, устройство водоотведения, замена электрооборудования и охранно-пожарной сигнализации, благоустройство территории.
Особо важно, что проектом запланирована реставрация настенной живописи. По предварительным подсчётам для этого необходимо порядка 130 миллионов рублей. Сейчас проект находится на государственной экспертизе.