Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


О нас пишут... "Маяк" газета Ленского района

Опубликовано 28.08.2020

Одиннадцать фактов о Спасо-Преображенском соборе, которые вас поразят

19 августа «визитная карточка» Яренска отметила 255 лет со дня поименования и 20 лет со дня возобновления богослужений.

 

Этот силуэт знают все, кто любит наше древнее село. Спасо-Преображенский собор, в котором с 1930-х годов размещается Яренский краеведческий музей, является не просто памятником архитектуры XVIII века. Это поистине уникальный комплекс. Читаем, почему!

1

Преображенская церковь является третьей по счёту известной Яренской соборной церковью. Две первые были деревянными. После сгорания последней в 1761 году, только что построенная каменная соборная Воскресенская церковь с колокольней в одной связи была переименована в 1765 году в Преображенскую.

2

Постройка церкви была разрешена преосвященной грамотой 1745 года и велась с 1752 по 1758 годы. Именно последний, 1758 год, когда состоялось освящение церкви с приделом святого Предтечи Иоанна, следует считать годом ее постройки, а не 1745 – год выдачи грамоты на строительство или 1765 – год переименования.

3

При реставрации собора в 1878 году сделана запись: «на окраску стен собора и полов, а также на очистку иконостаса по причине сильного закоптения и на покрытие лаком, на золотение колонн и на резьбу израсходовано 3858 руб. 75 коп.». В переводе на сегодняшнее время это два миллиона рублей! И для того времени сумма была огромной.

4

На территории Архангельской области есть только два храма с полным комплексом фресковых росписей: Благовещенский собор в Сольвычегодске и Спасо-Преображенский собор в Яренске.

5

В 2015 году московские специалисты выявили, что фресковая живопись на стенах собора – темперная. Такая краска разбавляется водой и готовится на основе сухих порошков. Именно благодаря такой технологии мы до сих пор может видеть сюжеты, изображённые на росписях, ведь масляная живопись от перепадов температуры давно бы разрушилась.

6

Огромная ценность собора - пятиярусный с 37-ю иконами традиционный иконостас, украшенный орнаментальной резьбой с разделениями между иконами в виде резных колонок. Он был отреставрирован в конце 1980 - начале 90-х годов благодаря директору Борису Угрюмову.

- Осуществить такую работу в советское время было равносильно подвигу, – считает искусствовед Татьяна Кольцова. – Я знаю лишь несколько подобных случаев в России: соборы Московского или Новгородского кремля, например.

7

Яренский музей является единственным в России краеведческим музеем, находящимся непосредственно в культовом сооружении.

8

Фонд музея на сегодняшний день насчитывает более 18 000 экспонатов, что является значительным фондом для краеведческого музея подобного масштаба. В его состав входят археологические и палеонтологические коллекции, коллекции книг, документов, фотографий, предметы этнографии.

9

Среди коллекции экспонатов есть уникальные иконы с авторскими подписями устюжских иконописцев Дьякова и Крыловских. Иконописцы из Устюга знамениты как мастера миниатюрного письма, для которого характерно особое изящество рисунка, скрупулёзная прорисовка деталей и каллиграфическая чистота линий. Устюжские мастера часто использовали приём черневого письма по золоту.

10

Уникальным экспонатом собора являлась коллекция деревянной скульптуры «Христос в темнице». Ещё в 1911 году Дмитрий Толстой, управляющий Русским Музеем Императора Александра III, заинтересовался ею и запрашивал о передаче деревянных «изображений» в Отдел Христианских Древностей. Были ли отправлены в Санкт-Петербург какие-либо из яренских резных скульптур, ранее украшавших соборные иконостасы, неизвестно, но сегодня часть их хранится в собрании Яренского краеведческого музея.

11

С момента снесения колокольни Покровского храма в 1930-х годах до возведения вышек связи в конце 1990-х начале 2000-х собор оставался архитектурной доминантой районного центра.

Александра ХОДАСЕВИЧ

 

BJHAPNA0b1g.jpg

Денис ИВАНОВ, директор Яренского краеведческого музея:

«Проект реставрации готов! Ждём финансирования»

- Благодаря выделению средств из областного бюджета подготовлен проект реставрации настенной живописи и капитального ремонта собора в целом. В него входят внешний ремонт: кровли и фасадов, внутренний: полов, стен, потолков и окон, а также замена системы отопления, подключение водопровода, устройство водоотведения, замена электрооборудования и охранно-пожарной сигнализации, благоустройство территории.

Особо важно, что проектом запланирована реставрация настенной живописи. По предварительным подсчётам для этого необходимо порядка 130 миллионов рублей. Сейчас проект находится на государственной экспертизе.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?