Ирта – село древнее, возраст которого насчитывает около 440 лет. Первое упоминание Ирты датируется 1585/1586 гг.
Однако похожий топоним встречается и в более ранних документах. В жалованной грамоте Ивана III, датируемой 1484/85 г., в числе Вычегодских земель называется озеро Иртынское [1]. Это - одна из причин, по которой название села возводят к зырянскому слову «ты» (озеро).
церковь Спасская_с.Ирта - 1973 г.Существует несколько версий происхождения названия села Ирта:
1. От коми слов «Йир» и «ты» – озеро с омутом, глубокое озеро [2].
2. Ещё одну интерпретацию названия предложил учитель иртовской школы, краевед Иван Михайлович Туробов. Согласно нему, название села происходит от коми слова «ирт» - «вышка», «лестница» [3].
Кроме того, у жителей села Ирта существует топонимическая легенда, в которой причудливо переплелись сибирская река Иртыш, девушка по имени Иртица и название села Ирта.
Она гласит: в давние времена группа переселенцев из Сибири поселилась на берегу реки Вычегды, который напоминал им берег их родной реки – Иртыша. В числе переселенцев была девушка по имени Иртица. Она лечила местных жителей, давала им советы. В народе девушку называли Иртой. Так назвали и место на берегу реки, где возникло селение [4].
К середине XIX века Ирта представляла из себя большое село, раскинувшееся на живописном берегу реки Вычегды.
В это время в Ирте появляется первое учебное заведение. В 1845 г. Палатой Государственных имуществ здесь открыто училище. Однако в 1873 году яренское земское собрание решило перенести его в соседнее село Лена. Надолго без учебного заведения Ирта не осталась – с 1879 г. в населенном пункте функционировала церковно-приходская школа [5].
В 1904 году в Ирте открыта библиотека [6], также в начале XX века работали земская и почтовая станции.
Церкви села Ирта
В 1585-1586 гг. в Ирте стояли церкви Воскресения Христова и Успения Пречистой Богородицы. Церкви того же наименования упоминаются на погосте и в 1646 году [7].
В середине XVIII века в Ирте началось возведение первого каменного храма. Храм Спаса Нерукотворного начали строить в 1746 году, освятили в 1755 году.
В 1798 г. начато строительство каменного двухэтажного Воскресенского храма. Нижний этаж с приделом во имя Успения Богородицы построен в 1805 и освящен в 1806 г., верхний, с главным престолом во имя Воскресения Христова достроен и освящен в 1820 г. В 1834 г. на первом этаже церкви освящен придел во имя Иоанна Богослова. В 1835 году построена колокольня в одной связи с церковью [8].
Кроме того, в 1866 году в Ирте возведена каменная часовня. В 1870 году она получила наименование Александровской - в честь двукратного спасения жизни императора Александра II.
В духовной жизни нашего края Ирта играла особую роль. В 1642 г. в иртовском Успенском храме обретена чудотворная икона Спаса Нерукотворного. По преданию чудодейственную силу икона явила через благочестивого отрока Софония Мокиева Демутова. Икону сняли с иконостаса и принесли в новопостроенную деревянную церковь Спаса Нерукотворного. Уже в XIX веке, при иртовской церкви хранилась рукопись со 147 чудесными исцелениями от иконы, произошедшими между 1642 и 1723 гг. [9].
Икона «Спас Нерукотворный» пользовалась особым почитанием. Два раза в год в Ирту приходили паломники – поклониться чудотворной иконе. Путешественники стекались на местный праздник, совпадавший с днем Аграфены Купальницы. Он проходил 23 июня (по новому стилю 6 июля) и, по данным церковно-приходской летописи Иртовской Воскресенской церкви, отмечался «в воспоминание освящения храма Нерукотворенного Образа Спасова».
Вторым же днём, когда в Ирту пребывали путешественники, видимо, был общеправославный праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа, проходивший 16 августа (по новому стилю 29 августа).
Петр Алексеевич Антоновский, учитель Микшегорской церковно-приходской школы, описывал эти события следующим образом: «... ходят на богомолье в с. Ирту в Спасов день, два раза летом помолиться перед образом явленной иконы Спасителя. В Спасов день два раза летом собирается множество богомольцев из всех ближайших деревень, которые, простояв всенощную и литургию, все служат молебны сообща и отдельно перед иконой Спасителя. В это же время приводят больных к образу Спасителя приложиться к этой иконе, и приводят их под икону для получения исцеления от болезни. В с. Ирту по большей части ходят пешком, а некоторые ездят на лошади» [10].
В конце июня - начале июля совершалось хождение с иконой Спаса Нерукотворного по деревням прихода для молебствия у домов, на полях и скотских выгонах. При молебствии соблюдалось условие - отсутствие угощения и выпивки за общий счет.
Кроме того, более 240 лет, в иртовской церкви существовал обычай выносить икону для молебствия в соседние приходы. Но из-за отсутствия разрешения на вынос иконы от Синода, с 1887 года он постепенно прекращался. Клиром Воскресенской церкви предпринимались усилия для его возобновления. В этом же, 1887 году получено официальное разрешение на ходатайство яренского главы о выносе иконы в дома жителей Яренска для молебствия. В 1902 г. дано временное разрешение на вынос иконы в соседние приходы, которое должно было действовать до окончательного разрешения вопроса.
Икона пользовалась почитанием не только у крестьян, но и у высоких должностных лиц. В 1887 г., путешествуя из Яренска, приехал с визитом в Ирту вологодский губернатор М. Н. Кормилицын. Он осмотрел школу, а затем зашёл в Спасскую церковь поклониться иконе. В 1899 г. при посещении Ирты на икону обратил особое внимание епископ Вологодский и Тотемский Алексий. Он коленопреклоненно молился и оставил свою ленту в кружке близ иконы. В летописи Иртовской Воскресенской церкви отмечено ещё несколько визитов епископа: два – в июне 1901 года и один – в марте 1902 г. Икона вызвала интерес у епископа Великоустюжского Гавриила, предложившего священнику иртовской церкви составить о ней особую расписку [11].
Источники и литература
[1]. Акты социально-экономической истории Северо-восточной Руси. Т. 3. М.: Наука, 1964. С. 308
[2]. Церковная летопись Иртовской Воскресенской церкви // ЯКМ.1924. Ф. 1. Оп. 1. Д. 273. Л. 4 об.
[3]. Исследователь Иван Михайлович Туробов / сост. В. М. Свинцицкая, С. Б. Ребусевич, А. Б. Авнигина. Яренск, 2021. С.180.
[4]. Огарков А. Ирта // Маяк. 1982 год. 25 декабря.
[5]. Журналы Чрезвычайных и Очередных Яренского уездного земского собрания сессии 1915 с приложением докладов к ним. Яренск: типография яренского уездного земства, 1916. С. 394
[6]. НАРК. Ф. 117. Оп. 1. Д. 1738. Л. 66.
[7]. Зимин А. А. Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI века // Материалы по истории Европейского Севера СССР: cеверный археографический сборник. Вып. 1. Вологда: 1970 г. С. 444. Документы по истории народа коми. Писцовые и переписные книги Яренского уезда. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1985 г. C. 48.
[8]. Церковная летопись Иртовской Воскресенской церкви // ЯКМ.1924. Ф. 1. Оп. 1. Д. 273. Л. 1-3 об.
[9]. Плаксина Н. Е. «Спас Нерукотворный» из с. Ирта: прошлое и настоящее // Арт. 2013. № 2. С. 155.
[10]. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы: материалы «Этнографического бюро» князя В. Н. Тенишева. Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 4. Санкт-Петербург: Деловая полиграфия, 2008. с. 546
[11]. Церковная летопись Иртовской Воскресенской церкви // ЯКМ.1924. Ф. 1. Оп. 1. Д. 273. Л. Л. 40, 60 об, 62, 64 об., 65 об., 66 об., 67 об., 70 об.

