В Ленском районе есть деревня под названием Ошлапье. В прошлом в Ошлапье на берегу реки Вычегды стояла красивая каменная церковь. Но к настоящему времени от неё осталась лишь стена – река, постепенно подтачивая берег, вызвала разрушение данного объекта.
Древние деревянные церкви Ошлапецкого погоста
Ошлапецкая Сретенская церковь в начале 1970-ых гг. Фото из архива НПЦ.Ошлапье, подобно многим другим населенным пунктам нашего края, имеет древнюю историю. Впервые Ошлапье упоминается в 1585/86 г. как погост Ошляпье с церквями в честь святого Димитрия Солунского и святой Великомученицы Варвары. Кроме церквей, на погосте существовали 4 двора церковных причетников и 3 крестьянских двора. Ещё 7 крестьянских дворов стояло около погоста [1].
До XIX века ошлапецкие церкви строились из дерева. В течение столетий, до возведения каменной церкви, деревянные храмы один за другим сменяли друг друга. В 1628 г. на погосте стояла церковь Димитрия Солунского с приделом святому Прокопию Устюжскому и церковь святой Великомученицы Варвары. Храмы того же наименования стояли и в 1646 году.
Вопрос о времени появления первой деревянной Сретенской церкви в Ошлапье до конца не прояснен. Ученая Наталья Петровна Воскобойникова писала, что церковь была построена до 1678 года. Так же в своей книге она приводит сведения о жалованной грамоте, данной архиепископом Вятским и Великопермским Ионой на строительство сей церкви. Что же говорят источники? Переписная книга Яренского уезда 1678 года, в коей упоминались лишь главные приходские церкви, в качестве таковой на Ошлапецком погосте называет церковь Димитрия Селунского [2].
Жалованная грамота архиепископа Вятского и Великопермского Ионы известна благодаря статистическому и историческому описанию Сретенской церкви, составленному в середине XIX века. Согласно описанию, речь в данной грамоте идёт о возведении новой церкви взамен ветхой, датируется она 1678/1679 гг. К сожалению, название предполагаемой к строительству церкви автор описание не привёл [3].
Тем не менее, к 1697/1698 году в Ошлапье уже стояла деревянная Сретенская церковь, она же и считалась главной [4] .
Дальнейшая история церковного строительства на погосте такова. Новая деревянная церковь в честь Сретения Господня с приделом святой Великомученице Варваре возведена в 1760 году и освящена в 1762 году. В 1775 году построена церковь во имя святого Прокопия Устюжского с приделом святому Димитрию Солунскому. Она освящена в 1777 году [5].
Строительство каменной Сретенской церкви
В начале 1830-ых гг. в Ошлапье началось возведение каменной церкви. В июне 1832 г. прихожане и священноцерковнослужители местного прихода составили приговор о строительстве нового каменного храма. В нем указывалось, что местные жители «с общего согласия положили непременное намерение вместо существующих ныне в оном нашем Ошлапецком приходе двух деревянных церквей устроить каменную двухэтажную с колокольнею…».
Прежде чем начать строительство церкви, нужно было получить одобрение епископа Вологодского и Устюжского Стефана. Доставка прошения в Вологду была доверена крестьянину д. Согра Максиму Ивановичу Иванову.
Максим Иванович не владел грамотой, поэтому окончательный вариант прошения от его имени, доставленный им в Вологду был написан не им, а вероятно, писарем волостного правления. По этой же причине документ заверялся рукоприкладством священника Ошлапецкой церкви Василия Барашкова.
1 августа прошение доставлено в Вологодскую духовную консисторию. Положительное решение по нему вынесено 8 августа [6].
В последующие годы в Ошлапье началось строительство каменной церкви. В статье, посвященной истории Ошлапецкой Сретенской церкви, краевед Екатерина Александровна Безменова привела интересное предание о выборе места для строительства храма:
«Существовало два мнения: одни люди, примечая, что воды Вычегды быстро подтачивают берег, предлагали строить ее в дер. Бор, другие - на старом погосте в д. Ошлапье. Но в спор вмешался местный купец из рода Максимовичей, который имел на погосте лавку. Он обещал дать на строительство новой церкви одну тысячу рублей, если будут строить ее в Ошлапье. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в этой же деревне жил и церковный староста Йельский Г. М. Окончательное решение было в пользу Ошлапья» [7].
Ошлапецкий приход был относительно небольшим и небогатым: в 1851 году в нем числилось 89 дворов, в коих проживало 357 мужских и 437 женских душ [8]. Возведение храма для такого прихода было трудной задачей. Его строительство заняло около 15 лет.
Нижний этаж каменной Сретенской церкви возведен в 1839 г., освящен в 1842 г. Верхний этаж построен в 1849 г. и освящен в 1853 г. Особенное усердие проявил крестьянин Алексей Иельский, пожертвовавший на устройство церкви более 600 рублей серебром [9].
На нижнем этаже находился главный престол – во имя Сретения Господня и два придела: в трапезе, по правую сторону – во имя Димитрия Солунского, по левую – во имя Великомученицы Варвары (эти приделы освящены в 1844 г.). На верхнем этаже был придел во имя Прокопия Устюжского [10].
Согласно описи, составленной в 1920-ых гг. церковь была выбелена известкою, имела пять глав. Кресты на церкви были железные, обложены листовым золотом, крыша была выкрашена зеленой ярью. Колокольня была в одной связи с храмом, со шпилем обитым белым железом и железным золоченным крестом. На колокольне имелось 8 колоколов [11].
Храм обладал изящным внешним видом. В 1973 году архитектор Н. А. Калинина провела обследование церкви. В паспорте, составленном по итогам этого обследования, она написала: «Сооружение исключительно монументально по своим архитектурным формам. Эта монументальность проявлена даже в плане здания… Ставя здание на равнинном берегу реки Вычегды, зодчий несомненно сообщил сооружению кроме грандиозности также и стройность, достигавшуюся ныне утраченными завершениями» [12].
Ошлапецкая церковь в XX веке
С конца 1920-ых гг. религиозная политика, проводимая большевиками, стала ужесточаться. Это отразилось и на Ошлапецкой Сретенской церкви. По данным на декабрь 1929 года при храме числился 1 священник, церковный староста и сторож. В местном церковном совете состояло 10 человек, число верующих оценивалось в 615 человек [13]. Несмотря на это, с начала 1930-ых гг. церковь не функционировала. Видимо, её запустение связано с судьбой последнего священника храма Ивана Михайловича Быстрова, сына протоиерея Яренского Спасо-Преображенского собора. В 1931 году он, за «антисоветскую агитацию», осужден на один год принудительных работ. 12 июня 1933 года Иван Михайлович арестован за «контрреволюционную агитацию» как участник «контрреволюционной группировки духовенства-иосифлян», приговорен к 3 годам концлагерей, 9 июля – заключен в концлагерь на 3 года. 13 июня 1934 года Иван Михайлович умер в местах лишения свободы, похоронен в с. Пезмог [14].
В апреле 1936 года вопрос о дальнейшей судьбе Ошлапецкой Сретенской церкви рассматривался на заседании Ленского районного исполнительного комитета. В итоге местному сельсовету разрешили разместить в церкви межколхозный клуб [15].
В дальнейшем храм использовался под различные хозяйственные нужды. По данным на 1948 год в церкви находилось зернохранилище, на 1973 год – склад и мехмастерские [16], к 1994 году она уже никак не эксплуатировалась [17].
Источники и литература
[1]. Зимин А. А. Копанев А. И. Материалы по истории Вымской и Вычегодской земли конца XVI века // Материалы по истории Европейского Севера СССР: cеверный археографический сборник. Вып. 1. Вологда: 1970 г. С. 452.
[2]. Документы по истории народа Коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII века. Сыктывкар, 1985 г. С. 16, 61, 228.
[3]. Историческое и статистическое описание церквей Великоустюжского и Яренского уездов// ГАВО Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 161. URL: gosarchive.gov35.ru/archive1/u...
[4]. Воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. //Вопросы истории и культуры северных стран и территорий, № 2 (18). 2012 г. URL: www.hcpncr.com/journ1812/...
[5]. ВУЦА. Ф.363. Оп. 1. Д. 5327 Л. 10, ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 9294. Л. 7.
[6]. ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 9294.
[7]. Безменова Е. А. Встреча // Маяк. 1998 год. 13 февраля.
[8]. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 884. Л. 47 об.
[9]. Историческое и статистическое описание церквей Великоустюжского и Яренского уездов// ГАВО Ф. 883. Оп. 1. Д. 183. Л. 161-162 об. URL: gosarchive.gov35.ru/archive1/u...
[10]. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 888. Л. 58
[11]. ГААО. Ф. 1831. Оп. 1. Д. 23г. Л. 46
[12]. Паспорт памятника истории культуры «Церковь Сретения» // архив НПЦ
[13]. ГААО. Ф. 1831. Оп. 1. Д. 252а. Л. 27.
[14]. За веру Христову. Архангельск: Православный издательский центр, 2006. С. 73.
[15]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 98, 99 об.
[16]. ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 43. Л. 23; Паспорт памятника истории культуры «Церковь Сретения» // архив НПЦ.
[17]. ЛМА. Ф. 118. Оп. 1. Д. 270. Л. 2.

