В Ленском районе есть деревня Белопашино. Упомянутый населенный пункт вырос на месте Сойгинского Спасо-Преображенского монастыря, бывшего здесь в древности.
Церкви Преображения Господня (слева) и Рождества Богородицы (справа) в начале XX века. Фотография из книги: Старицкий А. К. Отчет по исследования в 1910 году нижней части реки Вычегды. СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1912. С. 12-14.Основателем монастыря был святой Симон Сойгинский. Родился он в семье сольвычегодского жителя Никиты Тентюкова. В молодом возрасте Симон отправился в Комельский монастырь, в котором принял постриг. Наставником Симона Сойгинского был Корнилий Комельский (1457-1537 гг.) - святой, сыгравший большую роль в истории православия на Русском Севере.
В Комельском монастыре действовали строгие правила. Историк Иван Федорович Токмаков описывал их следующим образом: «Он (т. е. Корнилий – прим.) заповедовал, чтобы никто не смел называть чего-либо своим, и не позволял даже в келлию выносить пищу из трапезы, кроме как болящим, за трапезою должны были все сидеть в глубоком молчании...» [1].
19 мая 1538 года преподобный Корнилий Комельский преставился, и после этого Симон Сойгинский покинул Комельский монастырь. Он отправился на север, к местам, из которых происходил. На Вычегодскую землю Симон нес идеал монашеского пустынножительства, воспринятый им от Корнилия Комельского.
Некоторое время Симон Сойгинский путешествовал с Лонгином Коряжемским, с ним же стоял у истоков Коряжемского Николаевского монастыря. Вместе святые странствовали весьма недолго. Ибо уже 16 сентября 1538 года Симон, отправившийся дальше на восток, пришел на место «на устье реки Сойги, на плёс* Вычегодское, на дикой лес». Здесь 8 мая 1540 года он поставил Спасо-Преображенскую церковь, освященную 17 мая 1541 года. Так был основан Сойгинский Спасо-Преображенский монастырь, в котором Симон стал игуменом [2].
В 1546 году монастырю выдана жалованная и несудимая грамота от имени Ивана IV. Согласно ей, игумен и братия получали право «лес сечи и землю роспахивати и розселивати и людей к себе призывати неписмянных и нетяглых».
Монастырь имел судебный иммунитет. Исключением, по-видимому, были случаи душегубства и разбоя с поличным [3]. Налоги монастырь платил самостоятельно.
В 1585/1586 году в монастыре числилось 5 келей: одна предназначалась для игумена или строителя, в остальных жили старцы, коих в тот год насчитывалось 16 [4]. Имелись в монастыре хозяйственные постройки. В начале XVII века в нем стояли погреб, ледник, две житницы, гостиный двор, конюшенный и скотный дворы, двор монастырского слуги, мельница [5].
К середине XVII века количество монахов в монастырских кельях значительно уменьшилось. Если в 1628 году в монастыре числилась келья игумена и 7 келей, в которых жили 15 старцев, то в 1646 году из 8 келей лишь три были жилыми, населяло их 3 человека братии и церковный дьячок. Кроме этого, в 3 монастырских дворах жило 11 трудников**. В 1678 году в монастыре жило 4 дьячка, а в монастырских дворах – 13 вкладчиков*** [6].
Начало XVIII века стало для монастыря временем оживления. Кельи пополнились насельниками, выросла численность вкладчиков. в 1710 г. в монастыре жило 10 монахов, 24 вкладчика, 5 наёмных рабочих [7].
Издавна за монастырем числились деревни. В 1585/1586 году их насчитывалось 8, в 1710 году - 5 деревень с 56 жителями.
В конце 1730-ых гг. монастырь переживал один из своих расцветов. В Национальном архиве Республики Коми сохранилась приходно-расходная книга Сойгинского Спасо-Преображенского монастыря 1738 года. Эта книга может многое рассказать о жизни монастыря, по крайней мере за упомянутый год.
В 1738 году доходы монастыря составили 283 рубля 78 копеек, расходы – 258 рублей 61 копейку. Доходы складывались из торговли драгунскими лошадьми, продажи скота, мяса, хлеба, свечей, сена; плат за поминовение и использование мельниц; сбора налогов для уплаты их в государственную казну. Наибольшую часть денежных поступлений в этот год составили вклады. В 1738 году в монастырь сделано 11 вкладов на сумму 97 рублей 6 копеек, что составляло около 34% от общих доходов.
Большая часть расходов монастыря - это выплата налогов (в 1738 году – 48,4% от общего числа расходов). Кроме того, деньги уходили на оплату различного рода труда: наемных рабочих, ремесленников, писцов; покупку разных товаров и съестных припасов; выплат монахам и работникам на одежду. Средства тратились на обеспечение рекрутов, уходивших в армию, командировочных для жителей монастыря, плату рассыльщикам
Для местных жителей Сойгинский Спасо-Преображенский монастырь служил поставщиком скота и мяса, хлеба и свеч, выступала работодателем. С другой стороны, насельники обители скупали ткань и продукты ремесленного производства. Но в силу относительной бедности монастыря его торгово-финансовые операции носили ограниченный характер [8].
Вторая половина XVIII века стала временем угасания Сойгинского Спасо-Преображенского монастыря. Согласно секуляризационной реформе Екатерины II 1764 года, монастырь лишился деревень, которыми владел и остался «на собственном содержании».
После этого обитель пришла в упадок. В начале 1780-ых гг. о Сойгинском монастыре сообщалось, что «оной монастырь по неимению в нем настоятеля и монашествующих препоручен в смотрение … Пустынской Успенской церкви***** попам, коим и священнослужение понедельно отправлять велено» [9].
В 1791 г. экономические крестьяне******* подали прошение в Синод «об учреждении оного монастыря, за неимением в нём монашествующих приходской церковью, с припиской к ней их селений и других, в близости находящихся деревень, жители коих, за удалением от них приходской их Успенской церкви желали быть в приходе означенного упраздненного монастыря». В следующем году монастырь обращен в приход [10].
Церковное строительство в монастыре
На протяжении XVI и XVII веков в монастыре возводились деревянные церкви двух наименований: Преображения Господня и Рождества Богородицы. В XVIII веке каменные церкви постепенно вытеснили деревянные. Хронология появления каменных церквей в монастыре была следующей:
1. К 1700 году в монастыре уже была построена каменная церковь Рождества Богородицы. В 1744 году получен указ епископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила, предписывающий сделать стены в церкви Рождества Богородицы выше и вместо трех глав построить одну.
2. В 1710 г. по прошению яренского купца Ивана Семеновича Шаньгина епископ Великоустюжский и Тотемский Иосиф дал указ о строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви взамен ветхой деревянной.
3. В 1743 г. получен указ епископа Великоустюжского и Тотемского Гавриила на передел в алтарь каменной палатки. Появилась небольшая церковь во имя Великомученицы Екатерины. В данной церкви под спудом находились мощи святого Симона Сойгинского [11].
В 1792 году монастырь был обращен в приход, и эти каменные церкви стали его центром.
Служба в них велась до 1930-ых гг. К 1 декабря 1932 года были закрыты Спасо-Преображенская и Екатерининская церкви [12]. 21 июня 1934 года закрыта церковь Рождества Богородицы. Решение о её закрытии краевой исполнительный комитет аргументировал следующими словами: «Сойгинское религиозное объединение уклонялось от выполнения договорных обязательств по ремонту здания, подвергая последнее опасности полного разрушения» [13]. Но несмотря на данную формулировку, сохранность изъятого из пользования общины верующих храма не была в приоритете органов власти. До наших дней церковь Рождества Богородицы не сохранилась. Она, по-видимому, была разобрана в 1937 году, после соответствующего решения районного исполнительного комитета или позднее [14].
Примечания
*Прямой и широкий участок реки со спокойным течением от поворота до поворота от переката до переката и др/берег вдоль плеса.
**Трудник – работник в монастыре.
***Вкладчик – человек сделавший вклад/монах или мирянин, живущий в монастыре за счет своего пожертвования.
****Половник – лицо, обрабатывающее землю за долю урожая, в качестве платы за пользование ею.
***** Имеется ввиду Успенская церковь в с. Слободчиково
****** Экономические крестьяне – здесь: бывшие крестьяне Сойгинского Спасо-Преображенского монастыря.
Источники и литература
1. Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание Корнилиево-Комельского Введенского мужского монастыря (Вологодской губ., Грязовецкого уезда) с приложением краткого историко-медико-топографического очерка Корнилиево-Комельских минеральных лечебных источников
Москва, 1897. С. 11.
2. Амвросий (Орнатский). История российской иерархии. Часть 6. Москва, 1815. С. 170-171.
3. Воскобойникова Н. П. Жалованная грамота Спасскому Сойгинскому монастырю 1546 года // Крестьянство Коми края. Сыктывкар, 1986 год. С. 111-118.
4. Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. Книга 3 (214). М., 1905. Смесь. С. 17-20.
5. Смутное время Московского государства. 1604-1613 гг. М., 1918. Вып. 2: Акты времени правления царя Василия Шуйского. (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.). С. 309
6. Документы по истории народа коми. Сыктывкар, 1985. С. 28, 84-85., 253-254.
7. Коми край в начале XVIII века. Переписная книга Яренского уезда 1710 года. Сыктывкар, 2015. С. 102-103
8. НАРК. Ф. 231. Оп. 1. Д. 49; Приходно-расходная книга Сойгинского Спасо-Преображенского монастыря 1738 г. как исторический источник // Двинская земля. Вып. 13. Котлас, 2023. С. 192-198.
9. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 1128. Л. 22
10. ГАВО. Ф.496. Оп. 4. Д. 643. Л. 153
11. Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год // URL: parishes.mrezha.ru/library.ph...
12. ГААО. Ф. 1831. Оп. 3. Д. 69. Л. 4 об.
13. ГААО. Ф. 1831 Оп. 3.Д. 69. Л. 3.
14. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1 Д. 93. Л. 83.

