Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


История Яренской Покровской церкви

Опубликовано 12.03.2025

В селе Яренск на улице Братьев Покровских стоит каменная церковь. В наши дни она пустует, но в дореволюционное время церковь была центром одного из двух существовавших в Яренске церковных приходов.

Считается, что в Средние века на месте этой церкви стоял монастырь, основанный Стефаном Пермским в 1384 году. Спустя 5 лет, в 1389 году, на Яренский монастырь напали пермяне-язычники.

Следующие два века истории монастыря практически не нашли отражения в исторических источниках. Впрочем, в летописи Яренской Покровской церкви приведена историческая записка, составленная «неизвестно кем» в 1824 году. В ней присутствует выписка, касающаяся монастыря (в то время - Яренского Архангельского), из писцовой книги 1585/1586 гг.. Согласной ей, в монастыре находились церкви Архангела Михаила и Стефана Пермского, из жителей: «Черный поп Иев, да четыре кельи, а в них живут 9 старцов черноризцов, да четыре кельи, а в них живут 12 стариц черноризиц, дьячек Гуляйко Тимофеев сын, пономарь Лука Алексеев» [1].
Упомянутый игумен Иев, помимо прочего, занимался изготовлением книг. В фондах Русской национальной библиотеки сохранилась Минея, сделанная им для Иртовской Успенской церкви в 1593 году. В книге монах оставил распространенную в то время приписку: «сия книга груба и грубости исполнена и описей, а где… описался, и вы, Бога ради, сами исправливайте, а не клените» [2].
В начале XVII века число обитателей монастыря значительно уменьшилось. В 1608 году в нем была келья игумена и дьячка, а также 4 кельи, в которых «живут нищие, а питаются от церкви Божии» [3]. К 1646 году в монастыре, помимо игумена и церковного дьячка, появились пономарь и просвирница. Церквей же к этому времени насчитывалось три: Покровская, Архангела Михаила и Стефана Пермского [4].
В таком маленьком городке, каким был в то время Яренск, представители духовенства играли важную роль, и от их нравственного облика зависело многое. В 1692/93 гг. жители Яренска жаловались архиепископу Великоустюжскому и Тотемскому Александру на дьякона Яренского Спасо-Преображенского собора Оксентия из-за многих налогов и разорения. Оксентий же, «утая то на себя челобитье» смог поставить своего сына Андрея дьяконом собора, а второго сына, Михайло, дьячком Архангельского монастыря. Но жителям Яренска дети Оксентия были «ни к которой церкви ни в какой церковный чин не надобны», так как он пьет «на кабаке безобразно и со многими людьми дерется и борется, и хвалится собою и детьми своими всякими непристойными делами». А во время поминовения родителей этот дьякон «во многих домах в Яренском посаде и окологородье бивал и за бороды дирал и за горлы давливал тех домов хозяев многих людей безвинно». Жители Яренска просили сменить дьякона Оксентия на иеромонаха Венедикта, так как он «человек доброй» и «никакие тягости к мирским приходским людям, будучи у нас, не учинил» [5]. И, судя по тому, что через несколько лет среди Яренского духовенства упоминается иеромонах Венедикт, эта просьба была выполнена [6].
Архангельский монастырь в Яренске упразднен после издания Духовного Регламента в 1722 году, на его месте появился второй в Яренске приход, Покровский.
В 1743 году в приходе «казенным иждивением и мирским от боголюбцев подаянием» построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Стефана Пермского.
Строительство каменной, сохранившейся до наших дней Покровской церкви началось в конце XVIII века. В 1793 году составлен план фасада, в 1795 году освящен первый этаж церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Храм строился при вспоможении купцов Аммоса Ивакина и Андрея Новоселова. Верхний этаж церкви возведен позднее – в начале XIX века. Он освящен в 1817 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В это же время нижний этаж повторно освящён в честь Стефана Пермского [7].
Рядом с каменной Покровской церковью стоял ещё один храм. Его построили в 1762 году. В этот год иждивением воеводы Михаила Бурцева возведен деревянный храм Архангела Михаила с приделами: во имя апостолов Петра и Павла, во имя Николая Чудотворца и во имя Михаила Малеина [8]. Эта церковь стояла более века, и указ о её разборке появился в 1879 году. Но священник Покровской церкви Александр Попов встретил этот указ неодобрительно. В письмах епархиальному начальству он указывал, что «распоряжения этого выполнить не в силах». В 1880 году Вологодская Духовная Консистория была вынуждена выпустить ещё один указ, уже на имя священника Спасо-Преображенского собора Петра Попова. В нем вновь предписывалось разобрать храм, а из образовавшегося материала «до редкости прочного и ценного, приступить к постройке достаточно поместительного дома для причта» [9]. В том же 1880-ом году храм был разобран.
Из его остатков летом 1881 году построен дом для священно- и церковнослужителей Покровской церкви. Строительством занимался крестьянин Жешартской волости Павел Степанович Попов.
Ныне это здание имеет адрес улица Братьев Покровских, дом № 41.
В 1821 году началось строительство отдельной каменной колокольни близ церкви. Но двумя годами ранее умер благотворитель, на чьи деньги велось строительство - купец Андрей Лукич Новоселов. Денег, завещанных им на возведение колокольни, не хватило на окончание работ. Её достроили спустя 30 лет - в 1852 году. Замысел Андрея Лукича предполагал устройство храма в колокольне, однако он был воплощён позже. В 1869 году староста церкви титулярный советник Константин Алексеевич Попов изъявил желание устроить в колокольне на свои средства храм во имя Иоанна Предтечи. В следующем году были привезены написанные в Усть-Сысольске иконы и различная церковная утварь. Храм освящен 28 августа (по старому стилю) 1871 года [10].
Каменная Покровская церковь функционировала до конца 1929 года. 15 декабря она закрыта «за отказ верующих», окончательно - постановлением окружного исполкома 17 декабря 1929 года [11] . 8 января 1930 года Ленский райисполком распорядился передать церковь под избу-читальню, клуб и дом ОСОАВИАХИМа (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству - советская общественно-политическая оборонная организация, существовавшая в 1927-1948 годы), колокольню - под учебно-показательную мастерскую школ [12]. К 1932 году в церкви размещался склад [13].
В 1939 году существовали планы о размещении в церкви архива, но 27 июля на заседании райисполкома решено передать её под столярную мастерскую с бондарным и санно-колесным цехами. На приспособление церкви под мастерскую и покупку оборудования (станки, сушилки, топки и т.д.) выделено 98 000 р [14]. В настоящее время церковь пустует.

Список источников и литературы

[1]. ЯКМ 1921. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 6 об.
[2]. ОР РНБ. № F.I.157. Л. 116. URL: nlr.ru/manuscript...
[3]. Писцовая книга Яренского уезда 1608 г. // Смутное время Московского государства. Вып. 2. Акты времени правления царя Василия Шуйского. (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.). М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1910-1918. С. 268.
[4]. Документы по истории народа Коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII века. Сыктывкар, 1985 г. С. 36-37
[5]. Русская историческая библиотека. Т. 12. Ч. 1. Акты Холмогорской и Устюжской епархий. СПб, 1890. Стб. 1067-1070.
[6]. Воскобойникова Н. П. Церковные приходы Яренского уезда по переписной книге городских и уездных церквей Устюжской епархии 1696/97 г. //Вопросы истории и культуры северных стран и территорий, № 2 (18). 2012 г. URL: www.hcpncr.com/journ1812/...
[7] ЯКМ КП 1921. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 6 об.
[8]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 5327. Л. 1.
[9]. ЯКМ КП 2512. Ф. 1. Оп. 1. Д. 81.
[10]. ЯКМ КП 1921. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 4-5; ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 911. Л. 12.
[11]. ГААО. Ф. 1831 Оп. 3.Д. 69. Л. 4
[12]. ЛМА. Ф. 1. Оп. Д. 11. Л. 77
[13]. ГААО. Ф. 1831 Оп. 3.Д. 69. Л. 4
[14]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 121

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?