Яренская средняя школа… В сердцах сотен её выпускников эти слова отзываются мягким шелестом тетрадных листов, громким звоном, возвещающим начало урока, короткими переменами, на которых школьники могли настроиться на следующий урок. Среди множества ассоциаций каждый вспомнит что-то своё, особенное. В 2025 году Яренская средняя школа празднует свой юбилей: ей исполнилось 90 лет. Сегодня мы расскажем о первых годах истории Яренской средней школы.
Учащиеся 5а класса Яренской средней школы. Весна 1935 года // ЯКМ 3735.Школа не возникла на пустом месте: у неё были предшественники. В XIX-начале XX века в Яренске работало городское училище, в советское время его сменил педагогический техникум, затем – школа крестьянской молодежи. И вот, в середине 1930-ых гг., в рамках реформ образования, проводившихся в то время в СССР, в Яренске появилась средняя школа.
Относительно даты образования Яренской средней школы существуют некоторые расхождения. Традиционно в качестве таковой называют 1935 год. Но, начиная с осени 1934 года, в документах районных органов власти, равно как и в районной газете «Ленский колхозник», яренская школа уже обозначается как средняя (неполная и полная) [1].
К концу 1934 года в Яренской средней школе училось 393 человека, работало 17 преподавателей и 11 человек административно-хозяйственного состава. В школе числилось 18 комсомольцев и 133 пионера. За 1-ую четверть 1934-1935 учебного года школа выдвинула 140 ударников-учащихся и 6 преподавателей [2].
Возможностью заявить о себе на весь район для молодого учебного заведения стал Седьмой районный Съезд Советов. Этот высший орган местной власти работал с 27 по 30 декабря 1934 года. Съезды Советов были событием важным и торжественным.
На этом мероприятии показала себя и молодая Яренская средняя школа. 28 декабря делегаты Съезда слушали доклад о работе Краевого исполнительного комитета, во время которого в зал заседаний Дома Советов вошло 365 учеников Яренской средней школы, заполнившие всё свободное пространство. После доклада ученики рассказали делегатам рапорт Яренской средней школы, затем выступил школьный духовой оркестр, а ученики продемонстрировали физкультурные упражнения [3].
В конце первого учебного года средней школы
В течение 1934-1935 гг. учебного года ученики под руководством преподавателей усердно осваивали школьные знания. А когда первый учебный год в Яренской средней школе закончился, в учреждении был проведен торжественный вечер в честь этого события. Он прошел 11 июня 1935 года.
На вечере чествовали и награждали отличников. Произнесли речь директор школы Александр Васильевич Минин и секретарь Райкома ВКП(б) Немков. С ответными словами от лица учеников школы выступила отличница и комсомолка Валя Протопопова [4]. Вряд ли кто-то из собравшихся на вечере догадывался, что эта девушка, произносившая волнующую речь, в будущем оставит большой след в истории соседней нам Республики Коми. Ныне Валю Протопопову мы знаем под именем Валентины Александровны Витязевой, замечательной ученой и первой женщины-ректора в СССР, в 1972 году возглавившей новый Сыктывкарский государственный университет.
Спустя 54 года после этого вечера, в 1989 году, первый директор Яренской средней школы Александр Васильевич Минин отправит Валентине Александровне письмо, в котором напишет следующие строки:
«Яренская средняя школа горда Вашей личностью, ведь начало всего этого было в ее стенах. Помнится, В. И. Ленин размер творчества Толстого определил одним словом «Глыба». Из среды выпускников Яренской средней школы явились Вы, Валя Протопопова, Глыбой, Ваше творчество» [5].
И действительно, основа закладывалась в этом учебном заведении. Жизнь Яренской средней школы всегда была насыщенной. Помимо учебы её воспитанники занимались общественной работой, помогали взрослым в полевых работах, занимались художественной самодеятельностью.
В школе развивалась физкультурная работа. К 23 февраля 1935 года 50 её учеников сдали нормы на значок ГТО по лыжам. Работал каток, оборудованный силами школы. В феврале 1935 года пионеры провели два пионерских костра, на которые пригласили участников гражданской войны [6]. В предвоенное время в школе велась оборонная работа, готовили значкистов ПВХО, ГСО. В 1940 году оборонной работой в школе руководили двое учителей: Николай Иванович Пивоваров и Софья Николаевна Платонова [7].
При школе функционировал пионерлагерь. Работал он в первое лето существования средней школы, действовал и в последующие годы.
«Везде, везде они встречают самый радушный прием»
Яренские школьники выступали на районных мероприятиях, на лесопунктах и в колхозах. С 1934-1935 учебного года в школе существовала агитбригада «Ленинец», состоящая из 12 пионеров, работал драмколлектив. 1 января 1936 года районная газета «Ленский колхозник» сообщала: «Жизнерадостным смехом, волнующими веселыми, песнями наполняется лес, когда приезжают на лесопункт юные артисты. Везде, везде они встречают самый радушный прием» [8].
Ученики яренской средней школы активно участвовали в двух в олимпиадах художественной самодеятельности, проходивших в Яренске в 1938 году [9]. С 3 по 5 апреля 1940 года в Яренске прошла районная олимпиада детского творчества. В ней участвовало 12 детских коллективов, в которых насчитывалось 260 школьников. За хорошую подготовку и исполнение номеров Яренская средняя школа получила первую премию (фотоаппарат и шахматы) [10].
Незадолго перед этим, 30 марта 1940 года смотр детской художественной самодеятельности прошел в самой средней школе. На нем было дано 70 номеров в исполнении 190 человек. Кроме того, учащиеся показали зрителям 20 картин, а школьники-авиамоделисты – модели сделанных ими самолетов и дирижаблей. Смотр собрал более пятиста человек [11].
Дела общественные
В 1936 году, когда в Испании шла гражданская война, при Яренской школе была организована ячейка МОПР (Международной организации помощи борцам революции). На них члены ячейки узнавали о революционной борьбе в других странах, собирали деньги в фонд материальной помощи женщинам и детям в Испании (на 20 ноября 1936 года было собрано 125 р) [12].
При Яренской средней школе работала школа для взрослых, в которой взрослые могли получит семилетнее образование. Однако народа в ней было немного – на 21 ноября 1940 года школу посещало только 15 человек [13].
Кроме того, учителя участвовали в подготовке к выборам (в местные Советы и др.), проходившими в Ленском районе.
«По разным необоснованным мотивам»
Были в работе школы и трудности. В 1937 году страну захлестнула волна поиска различных врагов советской власти. Под удар попадали и невинные люди. Клеймо «троцкист» получил директор школы Александр Васильевич Минин, которого сняли с должности. Отстранили от работы и некоторых других педагогов.
23 апреля 1937 года прошло кустовое совещание учителей Софроновского, Иртовского и Тохтинского сельсоветов. Собравшиеся говорили о «вредительстве» в школе, «отсутствии критики и самокритики при бывшем директоре».
Новый директор школы Николай Иванович Чукичев, хоть и присоединился в своем докладе к обвинениям Александра Васильевича Минина, но старался обойти вопрос дальнейшего вскрытия остатков «враждебных действий Минина и его последышей» (так назвали некоторых учителей, продолжающих работу в школе). Первоначально Николай Иванович и вовсе не хотел выступать по своему докладу [14].
Отстранения продолжались. 15 июня 1937 года районный исполнительный комитет рассматривал вопрос «Об итогах проверочных испытаний в школах и подготовке к новому учебному году». Собравшиеся отметили повысившуюся ответственность учителей, их большую требовательность к знаниям учащихся. Но и во время обсуждения этого вопроса в работе учителей были найдены антисоветские действия.
В постановлениях исполнительного комитета сообщалось: «Некоторые учителя, заведующие школами, директора проявили явную антигосударственную практику вытягивания учащихся (директор Яренской средней школы тов. Чукичев плохие работы учащихся 10 класса оценил «посредственно).
…Директор Яренской средней школы Чукичев Н. И. совершенно не обеспечил руководства школой, допустил исключительную слепоту, примиренчество к фактам прямого вредительства троцкиста Минина, а также допустил исключительную нетребовательность к учителям Каневой, Козловой…»
Николай Иванович и ряд учителей были сняты со своих должностей [15].
В 1938 году подобные решения в отношении ряда педагогов Яренской средней и некоторых других школ были признаны ошибочными. В феврале в Ленском районе прошло собрание партийного актива, на котором сообщалось:
«Допущен непростительный произвол, беззаконие со стороны бывшего заведующего РОНО ..., под прямым пособничеством бывшего председателя РИК'а ... к педагогам.
По разным необоснованным мотивам сняли с работы учителей Яренской средней школы т. Кочневу Над. Вас., проработавшую только в советской школе 20 лет. Чукичева Ник. Ив., который долгое время оставался без работы, Ершова И. Д., Фокина, лишил квартиры учительницу Князеву (Литвино)» [16].
Были со стороны местных органов власти и нарекание по учебной части. В частности, в 1936 году исполнительный комитет отметил следующие недостатки: неравномерное распределение уроков по трудности в течение недели, малый процент учащихся с отличной оценкой, упор некоторых учителей на словесность в проведении уроков, без достаточного использования наглядных пособий, плохую обеспеченность учебниками по некоторым предметам, неудовлетворительную дисциплину учащихся [17].
Не всегда удавалось обеспечить бытовые условия для учеников, живущих в общежитии. В сентябре 1934 года, из-за неоконченного вовремя ремонта, 50 учеников разместили в нескольких комнатах.
В это время горячая вода в общежитии появлялась не всегда, отсутствовали электрические лампочки, из-за чего по вечерам общежитие погружалось в темноту. Другая часть учеников жила на частных квартирах, но некоторые жилищ не имели и ночевали «когда где». Из-за таких условий 15 человек в начале учебного года ушло из школы [18].
Но трудности с течением времени преодолевались, школа совершенствовалась. И это – результат большой работы, проводимой как педагогами, так и самими школьниками.
Источники и литература
[1]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 47. Л. 113,139.
[2]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 45. Л. 3
[3]. Ленский колхозник. 1934 год. 4 января.
[4]. Ленский колхозник. 1935 год. 14 июня
[5]. Бурлыкина М. И., Задорожный В. Н. Валентина Витязева: сотворение судьбы. Сыктывкар, 2011. С. 8.
[6]. Ленский колхозник. 1935 год. 14 марта.
[7]. Ленский колхозник. 1940 год. 5 марта.
[8]. Ленский колхозник. 1936. 1 января.
[9]. Ленский колхозник. 1938. 27 ноября, 22 декабря.
[10]. Ленский колхозник. 1940 год. 12 апреля.
[11]. Ленский колхозник. 1940 год. 2 апреля.
[12]. Ленский колхозник. 1936 год. 20 ноября.
[13]. Ленский колхозник. 1940 год. 21 ноября.
[14]. Ленский колхозник. 1940. 23 апреля.
[15]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 82-82 об.
[16]. Ленский колхозник. 1938 год. 19 февраля.
[17]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 7.
[18]. Ленский колхозник. 1934. 16 сентября.

