Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Ссыльные города Яренска: начало ХХ века

Опубликовано 31.01.2025

Издавна далёкий и затерянный в лесах городок Яренск служил местом ссылки. Первым человеком, сосланным в наш край, был фаворит царевны Софьи Василий Васильевич Голицын. Попавший в опалу политический деятель прибыл в Яренск 6 января (здесь и далее – по ст. стилю) 1690 года, 7 марта 1691 года его приговорили к ссылке в Пустозерск.

Ссыльные Яренска во время получения жалования у полицейского управления.Ссыльные Яренска во время получения жалования у полицейского управления.Массовая ссылка в наш край начнется значительно позже – в начале XX века. В 1900 г. в Яренском и Усть-Сысольском уездах числилось 30 политических ссыльных, в 1908 г. в одном Яренском уезде насчитывалось 527 ссыльных [1]. Такое количество пришельцев оказывало большое влияние на жизнь маленького уездного города Яренска.
Известный историк и литератор Николай Николаевич Оглоблин, описывая быт политических ссыльных на Вычегде, отмечал: «Скромный доселе край, совершенно чуждый прежде всякой политике, теперь насыщен ей достаточно благодаря именно вольному и невольному влиянию ссыльных. Это влияние сказалось не только в подъеме политического сознания среди местного населения, но и в росте всяких культурных начинаний» [2].
Оказавшись в незнакомой местности, разнородные толпы ссыльных стремились к самоорганизации. Они основывали в Яренске свои объединения: «Союз политссыльных г. Яренска», «Колония политических ссыльных», научно-просветительское общество «Вестник знания», «Общество любителей сценического искусства». Первое время эти объединения вели свою деятельность относительно свободно, но после 1908 г. местные полицейские старались их закрывать.
Среди организаторов «Колонии политических ссыльных» были член РСДРП Пинхус Ровнер, Иосиф Мельников, высланный «за преступную пропаганду среди нижних чинов», Иннокентий Стуков, осужденный за подстрекательство крестьян к беспорядкам и другие лица. Своей целью колония провозглашала всяческую помощь ссыльным: в поиске квартир, выдаче ссуд и пособий и т.д. Членом колонии мог стать любой ссыльный. К 1 октября 1909 г. в «Колонии» насчитывалось 129 членов.
23 ноября 1909 г. в ходе проведения очередного обыска изъята документация колонии: одноимённый журнал, бухгалтерия, протоколы третейских судов, переписка [3]. Колонию разогнали.
В 1907 г. ссыльные в Яренске открыли отдел научно-просветительского общества «Вестник Знания». Главной целью отдела провозглашалась научно-просветительская и образовательная деятельность «как среди местного населения, так и в особенности в Яренском уезде среди широких крестьянских масс». 30 сентября состоялось организационное собрание отдела, на котором принят устав объединения [4]. Но уже в следующем году органы надзора ликвидировали отдел, а наиболее активных его членов перевели в отдалённые села.
Силами ссыльных в Яренске появилась группа «Любителей драматического искусства». Местное население охотно ходило на представления, устраиваемые группой. Один из очевидцев не без иронии замечал: «Скучная жизнь уездного городка гарантирует здесь «полный сбор» от какой угодно пьесы и при какой угодно игре» [5].
В отдалённой провинции ссыльные пытались вести политическую деятельность. В ноябре 1905 г., очевидно, не без влияния ссыльных, в Яренске прошла забастовка почтово-телеграфных служащих. Её руководителем был надсмотрщик почтово-телеграфного отделения Леонид Нафанаилович Вахрамеев, общавшийся с поднадзорными. Кроме него, в забастовке приняли участие почтальоны Политов и Клепиковский [6].
1 мая 1906 г. ссыльные провели в Яренске демонстрацию, к которой присоединились и местные жители. Её участники несли красные флаги и пели «Марсельезу». Демонстранты обошли почти все улицы Яренска [7].
Не обошлась без казусов следующая первомайская демонстрация, проведённая через год. Около 60 человек во главе со старостой колонии ссыльных начали шествие по Покровской улице, неся красные флаги и распевая Марсельезу. Колонну остановила местная стража во главе с помощником полицейского исправника. Ссыльным удалось получить разрешение на продолжение шествия. Помощник исправника, на тот момент выпивший, «так что едва на ногах держался», приказывал, то остановить колонну, то вновь разрешал шествие. В итоге полицейские растерялись. Ссыльные остановились у земской больницы, где один из демонстрантов произнёс речь. К ним присоединилось несколько местных жителей. Затем колонна прошла до кладбища, а после ссыльные разошлись по домам. Пристав Николай Павлович Загребин, не смотря на просьбы полицейского надзирателя, не стал помогать прекращать демонстрацию. В ней участвовала его дочь Ксения [8].
Житель Яренска Яков Карпов устроил каток, который посещали ссыльные. Здесь они проводили собрания, решали насущные вопросы, заводили знакомства с местными жителями. Один из агентов-информаторов полиции в 1911 г. отмечал: «всё это производится свободно, так как надзора там никакого нет. Наблюдавший за ссылкой надзиратель Малиновский под судом и отсутствует, его заместитель урядник Пашин совершенно неопытный. Производимые им, да и вообще полицией обыски – одна формальность. Например, ссыльные почти всегда хранят всё, что может их компрометировать у своих квартирантов-хозяев. При обысках осматривается только помещение ссыльного, а затем хозяева говорят, что остальное помещение это их и обыск там уже не производится... Даже помещения ссыльных осматриваются небрежно».
Секретарь яренского полицейского управления сообщал ссыльным различные полезные сведения из дел о них, доктор Константин Евгеньевич Добряков оказывал денежную помощь [9].
Не смотря на сочувственное отношение местного населения, условия жизни ссыльных нельзя назвать лёгкими. Многие из них жили на съёмных квартирах, получали довольствие. С выдачей денег случались задержки. Одна из них возникла зимой 1908-1909 гг., когда в январе месяце многие ссыльные всё ещё оставались без зимней одежды из-за невыплаты им денег. Один из очевидцев писал: «Каких костюмов не встретите вы на них при 30 градусах мороза! Летние пальто, лакированный сапожки, шубы с десятками дыр, даже непромокаемые кожаные пиджаки и котелок на господине в белых валенках» [10]. Летом же они долго не могли получить денег на приобретение летней одежды.
В одной из газет об условиях жизни яренских ссыльных сообщалось следующее: «Переведенные в совершенно непривычные для них условия, вынужденные высокими квартирными ценами селиться в сырых, тесных каморках по нескольку человек, часто не имеющих теплой одежды, ссыльные в очень большом количестве подвержены заболеваниям. Казенного пособия (8 р.30 к. в месяц едва хватает им на хлеб и квартиру)» [11].
Помимо организации различных объединений, ссыльные предпринимали и другие попытки облегчить свою участь. В частности, Григорий Алексеевич Мартюшин в 1908 г. заведовал пекарней «с целью урегулирования местных цен на печёный хлеб и снабжения ссыльных печёным хлебом». Она, «как утратившая впоследствии своё первоначальное значение», была закрыта исправником в конце 1908 г. [12].
Чем старались скрасить свой досуг ссыльные? Занимались самообразованием, выписывали книги, посещали местную библиотеку. В 1909 г. яренский исправник Михаил Александрович Булатов докладывал: «В последнее время среди ссыльных гор. Яренска замечается большое стремление к самообразованию: они выписывают массу учебников и стараются подготовиться к сдаче экзаменов на звание сельских учителей и на аттестат зрелости» [13].
Большой проблемой для ссыльных было изъятие книг, проводившееся исправником. Конфискации подлежала антиправительственная литература, но отбирали и другие книги для проверок (кроме учебников). Некоторые из них возвращали, некоторые нет. Однажды исправник изъял 40 книг популярной библиотеки по естествоведению. Корреспондент газеты «Вологодская жизнь» с сарказмом отмечал: «Показалось ли г. исправнику слово «популярная» противоправительственным, или заглавие одной из книжек: «Животные кровопийцы и дармоеды» нашёл он соблазнительным и вредным для ссыльных — одному богу известно!» [14].
После 1910 г. количество ссыльных стало сокращаться. Если в марте 1910 году в уезде насчитывалось 249 человек ссыльных, то в марте 1913 года – 36 [15]. Последние ссыльные были освобождены после Февральской революции.

 


Источники и литература
[1]. Таскаев М. В. Политическая ссылка и репрессивный аппарат на европейском Северо-Востоке Российской империи в начале ХХ столетия // Известия Коми НЦ УрО РАН. 2010. №4 (4). С. 81-82.
[2]. Оглоблин Н. Н. Политические ссыльные на Вычегде // Исторический вестник. Т. 132. С. 919.
[3]. НАРК. Ф. П-520. Оп. 1. Д. 47. Л. 32, 35.
[4]. Вестник Знания. 1907. № 12. С. 324-326.
[5]. Вологодская жизнь. 1909. 11 января. № 84.
[6]. НАРК. Ф. П-520. Оп. 1. Д. 47. Л. 25, 35.
[7]. Политов В. В. Яренск. Л.: Наука, 1978. С. 66.
[8]. НАРК. Ф. П-520. Оп. 1. Д. 47. Л. 27-28.
[9]. НАРК. Ф. П-520. Оп. 1. Д. 47. Л. 72, 73.
[10]. Вологодская жизнь. 1909 год. 4 февраля. № 103.
[11]. Вологодская жизнь. 1909 год. 27 февраля. № 122.
[12]. НАРК. Ф. П-520. Оп. 1. Д. 47. Л. 35.
[13]. Марксисты-ленинцы в вологодской ссылке (Из истории вологодской политической ссылки). Архангельск: Северо-Западное книжное издательство. С. 72.
[14]. Вологодская жизнь. 1909 год. 12 февраля. № 109.
[15]. История Коми с древнейших времен до конца XX века. Т. 2. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2004. С. 33.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?