В списке учреждений нашего села, ведущих историю с дореволюционных времен, особенное место занимает Яренский детский дом. 19 апреля ему исполнилось 110 лет. За эти годы детский дом изменил в лучшую сторону судьбы сотен детей.
Исторические корни учреждения нужно искать в событиях, происходивших в нашем крае в годы Первой мировой войны. После её начала многие жители Яренского уезда отправились на фронт. Не все из них вернулись с полей сражений. Поэтому, как и во всей стране, в Яренском уезде возникла необходимость оказать помощь детям павших воинов.
В Российской империи существовали организации, оказывающие такую помощь. Одна из них называлась Романовским комитетом. Она появилась незадолго до начала Первой мировой войны. 17 ноября (30 ноября по новому стилю)) 1914 года Отделение Романовского комитета появилось и в Яренске.
В это же время на организацию помощи беспризорным детям обращает внимание и местный орган самоуправления – Яренское земство. 23 октября (5 ноября по новому стилю) 1914 года земство постановило открыть в Яренске два приюта «для бесприютных сирот сельского населения» и передать их в ведение вскоре начавшего свою работу Яренского отделения Романовского комитета.
Но на первом заседании отделения решено открыть лишь один приют, «в коем и сосредоточить призрение детей как младшего, так и старшего возрастов» [1].
Прием детей в приют начали в марте 1915 года, открыли его 6 апреля (19 апреля по новому стилю) 1915 года. Эта дата – 19 апреля – и считается Днем рождения Яренского детского дома.
До сентября приют располагался в земском доме в д. Чираловка, затем был переведен в Яренск, в дом, купленный у протоиерея М. И. Быстрова [2].
На 1 января (14 января по новому стилю) 1916 года в приюте числилось 22 ребенка – 12 мальчиков и 10 девочек в возрасте от 2 до 17 лет. Двое из них относились к мещанскому сословию, остальные были крестьянами. Кроме того, Отделение Романовского комитета оказывало денежную помощь сиротам, живущим у опекунов.
И хоть приоритет в приеме детей отдавался детям погибших солдат, в приюте был лишь один такой ребенок. Опекуны этих детей получали помощь за их содержание, поэтому не спешили отдавать сирот в приют.
В июне 1916 года приют посетил чиновник по особым поручениям при Романовском комитете. Он отметил, что «Яренский приют по своему оборудованию и состоянию призреваемых детей является вторым приютом из всех до сего времени им осмотренных» [3].
Один из первых воспитанников приюта, живший в нем с 1915 г. по 1927 г., В. Истомин вспоминал: «Территория детского дома (т. е., яренского приюта – прим. автора) была обнесена высоким забором. Во дворе стояли скотный двор, конюшня, каретник, баня, погреб с ледником. Имелись лошадь и две коровы. До 1918 года воспитанникам не разрешалось выходить с территории без сопровождения воспитателя или старших воспитанников. В двадцатые годы запрет был снят».
3 марта 1918 года Россия вышла из участия в Первой мировой войне. Но вслед за этим началась ещё более разрушительная для страны война – гражданская. Тяжело приходилось и воспитанникам Яренского детского приюта. Вновь обратимся к воспоминаниям В. Истомина: «В 1918 году, когда на севере хозяйничали интервенты, нас вывозили в Вятскую губернию. Было голодно и холодно. Не учились. Через год вернулись обратно. Летом и осенью 1919 года жили в Лене и Ирте. Занимались заготовкой грибов и ягод, рыбной ловлей. Выращивали кроликов. Плели сети и «туфли» из веревок. Помогали крестьянам возить навоз на поля, ставить сено, убирать картофель и репу. Зимой учились в школе» [4]. В 1921 году в Яренск прибыли дети из Поволжья – чуваши и тартары, также в детский поселили коми и ненцев (жили до лета 1923 г.) [5].
Гражданская война закончилась, в стране наступил долгожданный мир. И хоть быт послевоенного времени не был легким, жизнь детей-сирот Яренского детского дома шла своим чередом. В отчете учреждения за 1923 год указывалось, что его воспитанники занимались рисованием и лепкой, играми в касание, рукоделием, уходом за растениями и животными и другими играми. Зимой катались на лыжах, с горок, проводили занятия в гимнастическом клубе и на свежем воздухе. Дети ходили в походы на природу для наблюдения за растительностью. Ставили спектакли и концерты [6].
В детском доме появился первый в Яренске пионерский отряд. Так о его возникновении рассказал В. Истомин: «Шли летние каникулы 1923 года. Однажды в августе после обеда к нам пришел молодой человек с комсомольским значком на груди. Собрав старших мальчиков и девочек, он рассказал нам о Ленине, о коммунистической партии, комсомоле и пионерах. Это был студент педтехникума Миша Летяев.
Приходил он к нам и потом. Проводил беседы. Разучивал пионерские песни, устраивали игры. Так был организован пионерский отряд в три звена, по семь человек в каждом» [7].
О жизни детского дома в 1920-ые-1930-ые гг. можно судить по постановлениям, которые принимались районными органами власти относительно этого учреждения. Постановление от 1 октября 1924 года звучало следующим образом: «признавая жилищные условия детдома неудовлетворительными, немедленно принять все меры к оборудованию жилищного помещения для детдома и, учитывая необходимость усиления трудовой жизни, воспитание детей дома, поручить заведующему детдомом и заведующему школой крестьянской молодежи войти в соглашение об использовании производственного учреждения школы молодежи детьми воспитательного дома» [8].
В начале 1926 года в документах местных органов власти состояние детского дома оценивалось как удовлетворительное, однако его заведующей было предложено обратить внимание на закупку летней обуви, «чтобы весна не застала врасплох» [9].
В 1929 году отмечалось, что здания детского дома требуют ремонта, в учреждении не хватает шкафов, кроватей и столов, средств на канцелярские принадлежности. Кроме того, существовали «болезненные явления» – воровство с огородов и другие мелкие нарушения [10].
В 1937 году среди недостатков в работе яренских детдомов (их тогда было два – школьника и дошкольника) назывались слабое проведение воспитательной работы и неудовлетворительное санитарное состояние [11].
Тяжело работникам и воспитанникам детского дома приходилось в годы Великой Отечественной войны. На заседании районных органов власти от 29 июля 1943 г. учреждению дана следующая характеристика: в детском доме «исключительно плохо обстоит [дело] с бельём, обувью и одеждой (имеется полторы смены нательного белья, простыней даже нет ни одной смены, наволочек полторы смены и др.)».
На том же заседании было принято решение мобилизовать на заготовку дикоросов весь коллектив работников и воспитанников – в районе остро не хватало еды [12].
9 мая 1945 года Великая Отечественная война закончилась, и наступили годы мирного развития. После Великой Отечественной войны в детский дом прибывали сироты из разных концов СССР. А в 1947 году приехали немецкие дети. Воспитанник детского дома Геннадий Иванович Пятлин вспоминал: ««Среди ночи нас разбудил громкий стук в коридоре, казалось, по деревянному полу застучали десятки молотков. Мы соскочили с кроватей и выглянули. По коридору парами шли немецкие дети в башмаках на деревянной подошве, в своей немецкой одежде, переговариваясь на своем языке» [13].
Несколько последующих десятилетий стали для детского дома периодом устойчивого развития. 1970-ые и 1980-ые – одни из самых благополучных лет в истории учреждения. В 1980-ые гг. над воспитанниками детдома шефствовал стройотряд «Коммунар» из АЛТИ (Архангельского лесотехнического института). Студенты, на заработанные ими деньги, покупали детям спортивную форму и различный спортивный инвентарь. В 1988 году студенты АЛТИ подарили детскому дому автобус [14].
В 1990-ые гг. страна проходила через тяжелый кризис. В сложном положении оказался и Яренский детский дом. В 1994 году районная газета «Маяк» указывала: «Из-за все возрастающих долгов, непогашенных кредитов денег на содержание детского дома практически не выделяется. Вот и приходится чуть не каждый день звонить директору детского дома в РОНО, чтобы выделили хотя бы деньги на питание» [15]. В апреле 2000-го года работники детского дома воспитывали 75 детей [16].
Постепенно жизнь налаживалась. В 2002 году детский дом получил пять тренажеров. Для их размещения решено было построить спортзал. В 2007 году детский дом стал призером областного конкурса-смотра на лучшую постановку спортивной работу среди детских домов и школ-интернатов [17].
Основные здания Яренского детского дома
С сентября 1915 года детский дом (в то время приют) находился в здании, купленном у протоиерея Михаила Иоанновича Быстрова (современный адрес – улица Урицкого, 48). С осени 1922 года детский дом располагался в бывшем доме Дербенева (в советское время – музыкальная школа, здание не сохранилось), ещё один находился в здании на улице Урицкого. В 1924 году эти детские дома объединили.
25 апреля 1934 года районный исполнительный комитет постановил выделить детскому дому бывший дом Григория Елсукова (находился в районе здания детского сада «Незабудка»). 7 июля этого же года местные органы власти распорядились передать детскому дому второе здание образцовой школы (ныне – здание Комплексного центра дополнительного образования № 2). За учреждением сохранялось и одноэтажное здание на улице Урицкого.
С 1992 года яренский детский дом находится в данном здании.В 1984 году детскому дому передано бывшее здание начальной школы, а в 1992 году учреждение переехало в новое, специально выстроенное для него каменное здание. В нем детский дом находится и в наши дни.
Источники и литература
[1]. Журналы чрезвычайного и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1916 года с приложением докладов к ним. Яренск, 1917. С. 241-245.
[2]. Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1915 года с приложением докладов к ним. Яренск, 1916. С. 183.
[3]. Журналы чрезвычайного и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1916 года с приложением докладов к ним. Яренск, 1917. С. 241-245.
[4]. Маяк. 1985 год. 1 августа.
[5]. Маяк. 2000 год. 26 апреля.
[6]. ГААО. Ф. 1834. Оп. 1. Д. 43. Л. 200-201.
[7]. Маяк. 1985 год. 1 августа.
[8]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1. Л. 73 об.
[9]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4. Л. 3.
[10]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 9. Л. 75.
[11]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 93. Л. 99 об.
[12]. ЛМА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 178. Л. 172.
[13]. Маяк. 2000 год. 26 апреля.
[14]. Маяк. 2000. 26 апреля.
[15]. Маяк. 1994 год. 8 июня.
[16]. Маяк. 2000 год. 26 апреля.
[17]. М. Ильин Дом, в котором тепло // Известия Русского Севера. 2011 год. № 2. С. 54-55.

