Воспоминания Владимира Андреевича Ищенко «Пути-дороги рядового красноармейца железнодорожных войск»
В фондах Яренского краеведческого музея хранятся мемуары участника Великой Отечественной войны Владимира Андреевича Ищенко. Владимир Андреевич родился на Украине, в Ленский район переехал в 1964 году. Жил в Пилесе, с 1976 года в – Очее.
Данные воспоминания написаны в 1991 году. На восьми листах, заполненных красивым и аккуратным подчерком, автор изложил свой боевой путь.
Начало войны семья Ищенко встретила в с. Покровском Луганской области. Воспоминания Владимир Андреевич начинает с 22 июня 1941 года, первого дня Великой Отечественной войны: «был хороший солнечный день, я сидел за письменным столом где обычно готовил уроки ранее, до окончания средней школы».
О нападении Германии Владимир Андреевич узнал из объявления по радио. Весть была встречена с горечью: «Мурашки побежали по телу, смотрю на выражение отцовского лица: по щекам полились слёзы».
Юноша побежал в центр села за новостями, но ничего нового там узнать не удалось. На следующий день началась отправка мобилизованных.
– Тяжёлое это было зрелище, каждый понимал, что ждёт многих из них впереди завтра, послезавтра, – сообщал мемуарист.
В конце июля мобилизовали и Владимира Андреевича. После прохождения медкомиссии его отправили на сборный пункт в г. Чугуев, где он начал службу в составе 31 танкового запасного полка. Об этом подразделении автор писал: «Но это лишь название, а содержание не имело никакого отношения к танковым частям, так как не было ничего такого, что бы наглядно подтверждалось. Никакой техники не было, только люди да командиры, которым поручили командовать этой разноликой неподготовленной массой для дальнейшей службы».
Владимир Андреевич изучал строевую подготовку, уставы военной службы, учился обращению с оружием и военной тактике.
В сентябре бойцам выдали обмундирование: куртки, гимнастёрки, брюки, ботинки с обмотками. Вся эта одежда была старая и выцветшая. Бойцов особенно озадачивали обмотки - их сложно было научится быстро и надёжно заматывать.
2 октября бойцы получили сухой паёк - гречневую кашу, горох, сахар и сухари. Жители сил и деревень, через которые проходили военные, встречали их с грустью и озабоченностью. Они знали - если солдаты отходят, значит фронт приближается.
Владимир Андреевич отмечал: «Почему-то у нас появлялось желание петь строевую или любую песню, подходящую в такт наших шагов. Наша бравада длилась до оконечности деревни или села, после было тоскливо на душе при виде плачущих людей».
На железнодорожном разъезде солдаты сели в эшелон, который повёз их в Саратов. Здесь они разместились в теплицах местного сельскохозяйственного института. Солдаты обсуждали положение на фронте, особенно их тревожила судьба столицы СССР. Но контрнаступление Красной армии под Москвой воодушевило солдат: «Наконец-то чему-то научились в этой войне, значит, умеем воевать, умеем побеждать».
Солдат постепенно распределяли по военным подразделениям. Владимира Андреевича хотели отправить в артиллерийское училище, после - в пехотную бригаду. Но оба раза его отсеяли на медкомиссиях. Затем он получил направление на станцию Инза, где формировались подразделения 44 железнодорожной бригады.
– Главным назначением железнодорожных войск в военное время, - объяснял Владимир Андреевич, - при отступлении заключалось в выводе всего подвижного состава в тыл страны, разрушение железнодорожного полотна, элеваторов, станционных зданий, сооружений, железнодорожных мостов. При наступательных операциях фронтовых частей, освобождении оккупированных территорий от захватчиков, железнодорожные войска производили восстановление жизненно необходимых объектов железных дорог.
В мае 1942 г. бригаду отправили в прифонторую полосу на Таманский полуостров. Владимира Андреевича определили в отделение связи. В июне-начале июля 1942 г. оканчивалась осада Севастополя. Войска Красной армии отступали из Крыма. Владимир Андреевич вспоминал: «Кому из солдат, сержантов и офицеров удалось каким-то образом перебраться через Керченский пролив на косу Чушка, кто с оружием, кто без него шли мимо работающих железнодорожников, которые с помощью лопат, тачек делали земляное полотно ведущей железной дороги».
В мае 1942 г. произошло крупное поражение Красной армии под Харьковом. Немецкие войска начали наступление на восток, к Сталинграду и на юг, к Кавказу.
Батальон Владимира Андреевича отправили на железнодорожный участок Тимашевская-Ейск (Краснодарский край), где солдаты начали спешно разрушать инфраструктуру. Владимир Андреевич писал: «Наша рота, куда послали несколько связистов, была на участке Коневская в сторону Ейска. Здесь мы чуть не попали в лапы к немцам - счастливая случайность. Стоило одному бронетранспортёру немцев заскочить на станцию, то вся безоружная рота оказалась бы в плену. Одному отделению такое «счастье»-беда досталась. На станции Брюховецкая уже видны были пожары самой станции, но на станции не было немцев. Было уже темно. Это отделение возвратилось для взрыва железнодорожного моста. Вырваться им не удалось. А все остальные части спешно на платформе с паровозом добрались в Тимашевскую».
После Владимира Андреевича отправили в Сочи, затем на Северный Кавказ. Он вспоминал: «Пока шли жаркие бои в ущельях Северного Кавказа, красноармейцы занимались заготовкой леса для изготовления железнодорожных шпал здесь же, в лесистых ущельях».
После победы под Сталинградом Красная армия освобождала Кубань и Кавказ. Подразделение, в котором служил автор воспоминаний, отправилось под Краснодар, где солдаты приступили к восстановлению железнодорожных путей.
Работы Владимир Андреевич описывал так: «Труднее всего доставалось путейским батальонам. В ряде мест на участках немцы толовыми шашками порвали на две-три части каждый рельс. Новых рельс не было, срывали оставшиеся куски, с помощью кувалды и зубил отрубали концы, чтобы можно было состыковать, сверлили ручной дрелью по два отверстия на каждом конце, сшивали, сбалчивали накладками и заново прибивали к шпалам. Это адская, изнурительная работа. Другого способа не было».
К концу апреля 1943 г. железнодорожные подразделения были уже под станцией Крымской. Здесь солдаты видели ожесточённые воздушные и наземные бои.
До осени 1943 г. Владимир Андреевич был связистом, затем - писарем. О работе связистов он вспоминал следующее: «Восстановление железнодорожной связи делалось так же с порванных металлических проводов, скручивали эти куски русской или «бретанкой», подвешивали на столбы, закрепляли к изоляторам. Слышимость по таким проводам никудышная, поэтому на каждой железнодорожной станции была точка, где у телефона дежурили наши телефонисты и телефонистки, дублировали разговор командиров, рот, батальонов и других военачальников наших частей.
Это морочная, нервотрёпная связь. Затем поступили специальные термитные шашечки с отверстиями, туда задевали концы проводов, убирали скрутки, поджигали и таким образом спаивали в одно целое провода. Связь стала лучше».
С весны 1944 г. солдаты занимались восстановительными работами в Крыму. Здесь на базе роты был сформирован батальон связи, комплектовавшийся ранеными, не могущими нести службу на передовой солдатами, узбеками, таджиками, туркменами. В дальнейшем Владимир Андреевич побывал в Молдавии, Румынии, Польше. Здесь он и встретил День Победы. Посетил Владимир Андреевич и Восточную Германию.
22 июля 1945 г. его отправили на восток СССР на строительство железной дороги от Иркутска до станции Кутук. Владимир Андреевич писал: «Это трудный участок, частые обвалы, ибо дорога шла под отвесными скалами. В военном отношении очень уязвимая. Поэтому решили спрямить, выбросив этот участок».
После начала боевых действий против Японии Владимира Андреевича перебросили в Читинскую область. После победы над Японией он служил в Омской и Тюменской областях. Из армии Владимир Андреевич вернулся в 1948 г.
Таким образом, Владимир Андреевич прошёл длинный и тяжёлый путь от южных территорий СССР до Восточной Германии.
Источник
Ищенко В. А. Пути-дороги рядового красноармейца железнодорожных войск // ЯКМ КП 3344