САРАФАН НАБИВНОЙ.
Основные формы народного костюма крестьянок Яренского уезда Вологодской губернии, как правило, не отличались от форм, характерных для Севера России. В качестве женской будничной, праздничной и обрядовой одежды бытовал костюм - рубаха с сарафаном - и множество других деталей и предметов к нему. Такой костюм, в зависимости от назначения, украшали вышивкой, кружевом, тканым узором или набойкой.
Одной из главных частей женского народного костюма являлся сарафан - одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Самым древним был глухой косоклинный: его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья. Второй тип сарафана - косоклинный распашной, появился во второй полов. 18 - нач. 19 вв. Перед его кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряные пуговицы. Третий тип сарафана - прямой или круглый, с пришивными лямками. Покрой этого сарафана напоминает высокую юбку на лямках, схожую с одеждой западных славян. Прямые сарафаны имели свои особенности в материале, декоре и деталях покроя. Четвертый, более поздний тип сарафана - на кокетке, в виде полуплатья. Он распространился в кон. 19- нач. 20 в. под влиянием городской моды. На русском Севере слово "сарафан" употреблялось редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этого вида одежды. Происхождение названий отличается: по покрою - "клинник", "косоклинник", "круглый"; по материалу и технике изготовления - "атласник", "тканник", "кумачник", "набивник"; по способу и цвету окраски - "синяк", "пестрядинник", "крашенинник", по назначению - "лопотина", "покосник".
В коллекции музея особенно богато представлены "набивные" сарафаны кон.XIX—нач. XX вв., украшенные кубовой и верховой набойкой. Набойка - способ украшения ткани, при котором с помощью деревянных досок с резным узором на ткань наносился краситель. Квадратные доски разных размеров - "манеры" делали из твердых пород дерева. На рабочей стороне досок набивали трафарет, состоящий из металлических пластинок, гвоздей, деревянных шпилек и втулок, образующих узор.
Основная часть сарафанов была собрана сотрудниками музея на территории Ленского района в 1970-80-х гг. Некоторые предметы поступили в музей от жителей Яренска и района в 2000-2010-х гг.
Сарафан из фондов музея косоклинный, синего цвета, на узких пришивных лямках. Имеет размеры: длина 108 см, ширина 127 см. Сшит вручную из пяти прямых полос и двух клиньев домотканного льняного набивного полотна. Украшен трёхцветной набойкой, узор – чередующиеся оранжевые «рябинки», жёлтые «огурцы» и стебельки с двумя листочками, белые розетки из десяти кружочков. На спинке вверху заложены мелкие складки и нашита полоса красного кумача с геометрическим узором – чередование ромбов чёрного и серого цвета. Лямки сходятся на спине, обшиты красным кумачом. С изнаночной стороны подшиты пестрядинной тканью. Верхние края сарафана окантованы хлопчатобумажной тесьмой коричневого цвета. На изнаночной стороне, на груди и спинке, подшит льняной холст. Подол украшен двумя полосами из кумача, окантованными белой тканью.
Знакомство с одеждой крестьян свидетельствует о том, что это явление очень интересное и сложное. В женском и мужском народном костюме как бы зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас как через специфический изобразительный язык, так и через композицию костюма. Можно лишь восхищаться тонким чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры.
Хранитель музейных предметов Елена Головушкина.
Источники и литература:
1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск: издательство «Правда Севера», 2000 г. С. 34 – 45.
2. ЯКМ 905