Проект на постройку Церкви Всех Святых
2023 год – юбилейный для Яренской церкви Всех Святых, ведь в этом году минуло 160 лет с даты её постройки. Это самая молодая из всех сохранившихся до наших дней каменных церквей Яренска. И, на сегодняшний день, единственная действующая.
В дореволюционное время церковь Всех Святых именовалась кладбищенской, а, следовательно, её история связана с историей яренского кладбища.
Начнем с предыстории. На современном месте кладбище появилось в конце XVIII века. В 1784 году яренский городничий Иван Романович Купреянов отправил в Вологодское наместническое правление прошение, в котором сообщал, что место на старом кладбище закончилось, и оно подступало в черту города. В связи с этим Иван Романович просил об отведении другого участка под кладбище и построение рядом с ним церкви. Прошение удовлетворили. Отведенное место было гористое, в восточной части города, на «пустопорожнем и давно бывшем под пахотой суходоле близ лесу» [1].
В 1788 г. тщанием купца Алексея Михайловича Гуляева на кладбище построена деревянная церковь Всех Святых – предшественница современной каменной. Эта церковь была одноэтажной, в одной связи с колокольней. Деревянный храм просуществовал до 1862 г., затем его разобрали из-за ветхости [2].
Началось возведение каменной церкви. В Яренском краеведческом музее хранится ценный экспонат, относящийся к этому событию – проект на постройку церкви. Он утвержден 13 сентября (здесь и далее – по ст. стилю) 1862 года. На проекте указана фамилия архитектора, который принимал участие в его разработке. Эта фамилия — Нестеров. Вероятно, под ней скрывается Федор Иванович Нестеров, академик Императорской Академии Художеств.
Как свидетельствует надпись на проекте, возведение церкви было окончено через год, 30 сентября 1863 года. Большую помощь в строительстве церкви оказал уездный исправник Павел Андрианович Кочиев, который пожертвовал 4050 р. 55 к. собственных денег [3].
Освящение церкви Всех Святых состоялось 23 мая 1864 г. [4]. В ней был устроен придел в честь Воздвижения Креста Господня, освящённый 21 июня 1868 г. [5].
Согласно описанию конца XIX-начала XX века, церковь была с одной главой, обитой белым железом и выкрашенной лазурью, с железным крестом, золоченным листовым золотом и закрепленный цепями. Крыша и купол храма Всех Святых были сделаны из железа и выкрашены ярью. Над папертью возвышалась колокольня с 4 полыми окошками и железными перилами, со шпилем, покрытым железом и выкрашенным ярью. На колокольне стоял железный крест, покрытый листовым золотом [6]. Два колокола на ней весили 25 пудов 30 фунтов (около 422 кг) и 4 пуда 26 фунтов (чуть больше 76 кг). К середине 1920-ых гг. колоколов насчитывалось 7 (кроме двух упомянутых, были ещё весом 10 пуд 21 ф. (172, 4 кг), 4 пуда 17 ф. (72, 48 кг), 39 ф. (15,97 кг), 30 ф. (12,29 кг), и 20 ф. (8,19 кг)) [7].
Церковь выделялась интересным интерьером. Её главный иконостас был двухъярусным, украшенный золоченной резьбой и золоченными листовым золотом колоннами. На резных Царских вратах помещалось пять клейм с изображением Благовещения (в середине врат) и четырех Евангелистов (по углам врат). В самом нижнем ряду иконостаса, справа от Царских врат, помещался храмовая икона Всех Святых, за ним дьяконские двери с образом Преподобного Онуфрия Афонского, далее в углу – икона Воскрешения Лазаря.
По левую сторону Царских врат также насчитывалось три образа: Божией Матери, именуемый «Семя жены сотрет главу змия»; на пономарских дверях - Преподобного Петра Афонского; за ними в углу - Успения Божией Матери.
Во втором ряду иконостаса, над Царскими вратами, располагался образ Тайной вечери, а по сторонам от него – Двунадесятые праздники. Иконостас завершался золоченным сиянием.
Придельный иконостас был одноярусным, с колоннами, золоченными листовым червонным золотом. Царские врата этого иконостаса были в «подобии креста», с золоченным сиянием на них и четырьмя клеймами с изображением Евангелистов. По правую сторону Царских врат помещалось 4 иконы: храмовая Воздвижения креста Господня, князя Александра Невского, апостолов Петра и Павла, Девяти мучеников. Слева от Царских врат находилось три образа - Божией Матери «Споручницы грешных», Архидьякона Стефана на Пономарских дверях и Сошествия Иисуса Христа в ад.
Таким образом, церковь Всех Святых является одной из архитектурных жемчужин Яренска. Она интересна не только своим обликом, но и длинной, более чем полуторавековой историей.
Источники и литература
1. ГААО. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1042. Л. 1-1 об.
2. ЯКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 7
3. ВЕВ, 1864, № 6
4. ЯКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 7
5. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 958. Л. 2
6. ЯКМ 1947. Ф. 1. Оп. 1. Д. 84. Л. 47
7. ГААО. Ф. 1831. Оп. 3. Д. 7. Л. 51 об.