Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 25.01.2024

КАСЛИНСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЁ: НАСТОЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА «КРАСНОАРМЕЕЦ НА КОНЕ».

Мелкая тиражная скульптура советской эпохи является для многих воспоминанием о детстве, служит предметом коллекционирования и объектом изучения культурологов и искусствоведов. 

Скульптура настольная «Красноармеец на коне». ЯКМ КП 6172Скульптура настольная «Красноармеец на коне». ЯКМ КП 6172 В качестве материалов для настольной скульптуры служили обожженная глина (майолика, фарфор, фаянс, терракота), камень, чугун, гипс, металл, древесина, бронза, мрамор. Разнообразием отличалась и методика обработки скульптурных форм — лепка, чеканка, резьба, высекание, ковка, литье. В СССР любая скульптура, независимо от того, где она находилась – на городской площади или в жилом интерьере, - была частью государственной пропаганды. Но, мелкая пластика ценилась не только с мемориальной и идеологической точки зрения, иногда она просто служила украшением интерьера.
Настольную скульптуру «Красноармеец на коне» в 2022 году подарила музею жительница села Яренск Тырина Ольга Валерьевна. Общие размеры предмета 9,5х13х4,3 см. Скульптура представляет собой кавалериста в военной форме образца 1919 года на стремительно скачущем коне. Красноармеец одет в шинель. На голове форменный головной убор – буденовка, в виде суконного шлема с козырьком и складывающимися бортами, в опущенном виде закрывающими шею и уши. Через левое плечо перекинут ремень винтовки, висящей за его спиной. У левого бока расположены ножны от сабли, которая находится в его правой руке, остриё сабли направлено вниз. Левой рукой держит поводья. Ноги расположены в стременах конской упряжи. Развевающиеся полы шинели и хвост лошади передают динамику движения. Основанием скульптуры служит пластина неправильной формы с имитацией почвы сверху, с декоративным вертикальным выступом, поддерживающим фигуру лошади.
Скульптура была изготовлена на Каслинском чугуноплавильном заводе в 1977 г.
Каслинское литьё — народный промысел и художественные изделия (скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, изделия для архитектуры) из чугуна, производящиеся на заводе архитектурно-художественного литья в городе Касли, близ Златоуста (Челябинская область). Каслинский завод славился созданием малой пластики из чугуна, покрытой чёрной лаковой краской. Она до сих пор не имеет аналогов в мире. История каслинского литья началась в 1747 году, когда тульский купец Яков Коробков основал на Южном Урале Каслинский железоделательный и чугуноплавильный завод. Местный чугун с большим содержанием кремния позволял достигать чрезвычайной тонкости отливок. Способствовали этому также уникальный качественный формовочный песок и древесина для производства угля. Когда завод перешёл во владение Демидовых в 1751 году, каслинские чугунные изделия уже были широко известны в Европе и Азии. Вторая половина 19 века – время расцвета каслинского чугунного художественного литья. Каслинский литейный завод получил Малую золотую медаль Вольно-экономического общества в 1860 году; участвовал в выставках в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Париже, Лондоне и других городах мира. На всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (1896 г.) каслинские мастера впервые представили свой товар в ажурном чугунном павильоне. На Парижской всемирной выставке прикладного искусства 1900 года был представлен огромный чугунный павильон-дворец, который мастера завода отлили в византийском стиле по проекту Е. Е. Баумгартена. Центральным элементом павильона являлась скульптура Н. А. Лаверецкого «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При». Вторая Мировая война негативно сказалась на промысле каслинского чугунного литья, а также на его мастерах и изделиях. Лишь в 1957 году под руководством мастера С. М. Гилева начались работы по восстановлению чугунного павильона, которые продолжались около восьми месяцев. 3 мая 1958 года в одном из залов картинной галереи в Екатеринбурге состоялось открытие восстановленного павильона — символа и вершины искусства работы мастеров каслинского художественного чугунного литья. Традициями каслинского литья являются графическая чёткость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей с энергичной игрой бликов, покрытие готовых изделий черной краской особого рецепта — голландская сажа. Помимо уникальных качеств местных материалов следует отметить и мастерство каслинских рабочих — подлинных художников, превращавших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как воск материал пластики.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?