Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 14.05.2023

                                           ПРОПИСЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА 1958 ГОДА.

Среди немногих традиций, которые связывали советское школьное образование с дореволюционным, были уроки чистописания. Чистописание преподавалось с опорой на классическую русскую каллиграфию, а самим урокам красивого письма начальная школа уделяла самое серьёзное внимание. 

Для обучения этому предмету служили Прописи — печатные образцы рукописных букв, которые ученики должны были многократно переписывать от руки. В музейных фондах хранится несколько таких изданий 1950 – 1960-х годов, предназначенных для тренировки письма. Одна из них: пропись для учащихся первого класса, выпущенная в 1958 году в Москве государственным учебно – педагогическим издательством Министерства просвещения РСФСР. Её авторами являются Воскресенская Александра Ильинична (1890—1966) — советский педагог и методист по русскому языку в начальной школе, автор букварей для сельских школьников, заслуженный учитель РСФСР, и кандидат педагогических наук Ткаченко Николай Иванович.
Это тетрадь с тонкой обложкой, состоящая из 32 страниц. На первой странице размещены правила, как держать ручку при письме: «Если указательный палец легко поднимается, отделяется от ручки, то это показывает, что ручка свободно держится. Пальцы должны быть лишь слегка согнутыми и не сжимать сильно ручку». Рядом с правилами на рисунках изображено положение ученика во время письма. Также на этой странице находятся подготовительные упражнения и элементы строчных букв. На следующих листах показаны образцы письма строчных букв, затем слов, предложений и небольших текстов. Самая последняя страница содержит примеры написания арабских цифр. Данные прописи нужно было воспроизводить в специальных тетрадях в косую линейку (в первом классе использовались тетради в три линейки, во втором — в две и с третьего — в одну линейку).
Школьники 1950-х годов писали простыми ручками, представлявшими собою деревянные палочки с металлическим наконечником, куда вставлялось перо. Писать такими перьями было непросто: для получения нажимных и волосных линий нужно было уметь менять давление на перо. Кроме этого к кончику пера часто цеплялись ворсинки бумаги, соскобленные при слишком сильном нажиме. Количества чернил, захватываемого пером из чернильницы, хватало на написание всего нескольких букв, поэтому макать приходилось часто, что приводило к помаркам и кляксам. Требования к отсутствию таких помарок на уроках чистописания были очень строги: наличие клякс обязывало ученика к переписыванию уже написанного. О нелёгкой школьной жизни тех лет пишет в стихотворении «Чернила» Агния Барто:
Теперь я ученица,
Чернилами пишу,
Боюсь пошевелиться,
Сижу и не дышу.

Чтоб писать
Чернилами,
Собраться надо
С силами.

Мой брат со мной согласен:
Трудней писать пером!
А он не в первом классе,
Он даже во втором!

Я новенькую ручку
В чернила окуну -
Уже на каждом пальце
По чёрному пятну.

Рукой поправлю волосы -
На лбу остались
Полосы.

Соринка, как нарочно,
Приклеилась к перу.
Какая вышла буква,
Сама не разберу…

Прописи в советской школе позволяли доводить детский почерк буквально до совершенства. Как правило, отличный почерк сохранялся не только в период обучения в школе, но и на всю жизнь. Но, в результате очередной школьной реформы, система обучения красивому письму была разрушена. Реформа 1968 года упразднила уроки чистописания, а на смену перьевым ручкам пришли шариковые.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?