Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Дом Дербеневых

 

перечень объектов культурного наследия регионального значения памятник занесен как «дом Горбунова». Но этот дом принадлежал другим владельцам – купцам Дербенёвым.

К тому же, в перечне указан адрес, под которым числится дом Ивана Николаевича Лемзакова, крестьянина из деревни Пустошь, торговавшего в Яренске.

 

Дом выстроен в конце XIX века по заказу купца Дербенева. Братья Иван, Михаил и Григорий Иустиновичи Дербеневы – купцы из Великого Устюга, выходцы из Владимирской губернии, которые вели торговую деятельность и в Яренске. 

Дом был бревенчатый, двухэтажный, обшитый тёсом. Жилым был второй этаж, украшенный большой открытой верандой. На первом этаже находилось торговое помещение. Торговые залы располагались вдоль уличных фасадов. Ещё в двух помещениях, выходящих окнами во двор, находились подсобные комнаты и склады. Основные габариты здания без лестничных пристроек: 26х11х8 м.

Памятник утрачен.

 

Дом Селянинова

 

Здание выстроено в конце XIX – начале XX века по заказу доверенного лесопромышленника Русанова - Селянинова. Дом принадлежал его жене Екатерине.

Архитектура здания тяготеет к модерну. Автору удалось создать весьма интересную пространственную композицию, используя эркеры, фронтоны и большого выноса карнизы. Значительные поверхности стен занимают оконные проёмы, обеспечивая внутренние помещения большим количеством дневного света. Возводя постройку из соснового бруса, автор целиком полагался на высокое мастерство строителей, сумевших при незначительной толщине стен обеспечить хорошую теплоизоляцию. Места врубки внутренних перегородок в основной сруб, углы сруба закрыты накладными пилястрами. Здание первоначально было окрашено в белый цвет, имитируя штукатурку. Кровля металлическая со слуховыми окнами. Основные габариты здания 11х 18 м.

Памятник центральной застройки провинциального города конца XIX - начала XX века.

 

 Церковь Покрова

 

В 1793 году Иваном Айневым составлен план фасада, а в 1795 году церковь была возведена. Храм строился при вспоможении купцов Аммоса Ивакина и Андрея Новоселова. В 1817 году освящен верхний этаж в честь Покрова Пресвятой Богородицы и нижний в честь святого Стефана Пермского. В 1822 -1852 годы построена отдельно стоящая колокольня. В 1869-1871 годы в колокольне устроен храм в честь Иоанна Предтечи

Памятник построен под значительным влиянием архитектуры позднего классицизма. Церковь двухэтажная, одноглавая. Высокий четверик выступает из плоскости стен трапезной и апсиды. Особенностью памятника является строительство его в два приёма. Первоначально построен весь объём первого этажа, кроме существующего алтаря. Алтарём первоначальной церкви служило помещение для молящихся прихожан. Вход во второй этаж осуществлялся через разобранный свод юго- западной палатки. Свод разобран еще во времена существования церкви, так как проектируемое крыльцо не было выполнено. Основной материал памятника – кирпич 30х15х7,5 см. Основные габариты в плане 35х12 м.

Памятник интересен как подписное произведение местного архитектора, оригинально трактовавшего местную архитектурную традицию. Мемориал деятельности Стефана Пермского.

 

 Земская амбулатория

 

*В перечень объектов культурного наследия регионального значения памятник занесен как «Земская поликлиника». Но это название не совсем верное и не отражает сущности памятника. Правильнее назвать его земской амбулаторией.

 

Здание построено в 1911 году для медицинской амбулатории - места для приема больных. Новое здание стало важной частью яренского больничного городка.

Архитектура здания подвержена влиянию модерна. Наиболее явно это сказывается в формах главного входа. Весьма характерны также большие оконные проёмы фасадов памятника. В плане здание представляет собой ряд сообщающихся блоков с небольшими коридорами, необходимыми из санитарных соображений. Здание бревенчатое, обшитое тёсом. Первоначально здание имело инженерные коммуникации: водопровод и канализацию. Габариты основного сруба: 12х12х4 м.

Памятник имеет значение как образец архитектуры уездного города начала XX века. Входит в состав больничного комплекса, построенного земством.

  

 Дом Ешкилева

 

*В перечне объектов культурного наследия регионального значения памятник внесен как «дом Ешкелева». Фамилия написана с ошибкой. В дореволюционных документах она писалась как Ешкилев.

 

Дом появился в первой четверти XIX века, когда в Яренске строилась церковь в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих радость. Первоначально принадлежал Михаилу Федоровичу Иевлеву. В 1863 году дом приобрел Николай Петрович Ешкилев.

Дом Ешкилева – единственный пример каменной жилой застройки Яренска в начале XIX века. Здание подвергалось нескольким капитальным перестройкам. Первый этаж имеет блочную планировку с небольшими дверными проёмами. Второй этаж подвергся перестройке в большей мере, растёсаны отдельные дверные проймы, однако анфилада зала хорошо выявляется. Декор фасадов характерен для классической манеры с забавным смешением ордерных форм. Основным строительным материалом служит кирпич 30х15х7,5 см. Габариты здания 17, 65х14,25х7,5 м.

Здание имеет большую историческую и художественную ценность, являясь первым каменным жилым домом в застройке уездного Яренска.

 

Земская аптека

 

Здание построено в 1905 году для яренской аптеки. Отдельная аптека помогла улучшить снабжение жителей медикаментами. В 1912 году её бюджет составлял 31476 рублей 16 копеек, из которых большая часть уходила на закупку лекарств и других медицинских товаров. При аптеке имелась лаборатория, где изготовлялись сложные препараты

Памятник представляет собой бревенчатую постройку в один этаж, обшитую тёсом. Планировочная структура здания характерна для общественных учреждений. Внутренние помещения разделяются перегородками на сообщающиеся блоки. Главный фасад представляет собой два ризалита с треугольными фронтонами, соединённые меж собой помещением с пониженной кровлей.

Основные габариты здания 23х21х4,5 м.

Здание является частью комплекса больничного городка, возникшего в Яренске в конце XIX -  начале XX века.

  

Дом лесничего

 

Построен в конце XIX - начале XX века. Принадлежал лесничему Мирону Вылегжанину.

Дом одноэтажный, бревенчатый, обшит тёсом. Планировочная структура блочная. Вход обработан в виде эркера. Декорация фасадов выполнена в неорусском стиле с обилием резьбы. Наличники сочетают токарные детали с прорезными и глухими резными элементами. Торцы срубов обработаны в виде пилястр. В треугольном фронтоне кровли окно светёлки. Тесовая обшивка сделана с целью достижения максимального декоративного эффекта – «в ёлку». Кровли с большими свесами, украшены прорезными подзорами.

Дом был поставлен на углу улиц Поповской и Заболотной, закрепляя градостроительную сетку города Яренска.

 

 Дом Колычева

 

Дом построен в конце ХIХ – начале ХХ века. Принадлежал чиновнику Михаилу Александровичу Колычеву. Он работал в различных почтово-телеграфных учреждениях. В начале XX века Михаил Александрович вернулся в Яренск.  Здесь, с 1901 по 1914 год он занимал должность сборщика денег с казённых винных лавок. В 1914 году устроился делопроизводителем в канцелярию податного инспектора.

Дом двухэтажный, бревенчатый, обшитый тесом, с имитацией мезонина на главном фасаде. Главный фасад практически лишён цоколя, в то время как западный, выходящий к ручью, имеет цоколь высотою более метра. Западный фасад украшает на втором этаже открытая веранда на двух восьмигранных колонках. В основу планировки здания положен принцип отдельных блоков – «половин». На северном фасаде располагаются вспомогательные помещения, лестницы. Декор фасадов скромен, однако, тщательно рассчитанные соотношения объёмов здания и окружающий ландшафт создают эффектную архитектурную экспозицию. Основные габариты сооружения: 8,4х14х8 м.

Памятник имеет большое градообразующее значение, создавая интересную застройку на участке со сложным рельефом.

 

Спасо-Преображенский собор

 

Строительство собора велось с 1745 по 1758 год. Храм возводился при вспоможении купца Луки Новоселова. Изначально строилась как Воскресенская церковь, но в 1761 году стоявший рядом деревянный Спасо-Преображенский собор сгорел. В этих условиях архиепископ Великоустюжский и Тотемский Феодосий в 1765 году издал указ о переименовании каменной Воскресенской церкви в Спасо-Пеображенскую. Храм повторно освящен в 1775 году. В нем было два придела: первый - в честь Иоанна Предтечи, второй – в честь Евангелиста Луки. 

Одноэтажная кирпичная постройка композиционно состоит из двух основных объёмов: четверика со световым восьмериком, барабаном с луковичной главой и высокой колокольни типа «восьмерик на четверике». Между четвериком и колокольней - трапезная с двускатной кровлей. К трапезной пристроено два симметричных придела. К западной стене трапезной по обеим сторонам колокольни примкнуты палатки для топки печей. Апсиды церкви и приделов гранёные. Наружный декор церкви весьма своеобразен и сочетает как элементы архитектурного убранства XVIII века, так и предшествующего ему столетия. В четверике - пышный пятиярусный иконостас, который является композиционным центром всего интерьера.

Особую культурную значимость имеет монументальная живопись, украшающая стены храма. Основным строительным материалом памятника служит большемерный кирпич 32х17х8 см, скреплённый известковым раствором.

  

Церковь Всех Святых

 

Каменная церковь построена в 1863 году, освящена 23 мая 1864 года. Особое тщание при постройке проявил уездный исправник Павел Андрианович Кочиев. 21 июня 1868 года был освящен придел в честь Воздвижения Креста Господня.

Церковь двунефная с общей полуциркулярной апсидой. Алтарные части нефов выделены подпружными арками сводов. С юга и севера выделены помещения: южное для входа на колокольню, а северное – для отопления церкви. Печи устанавливались в специально оставленных арочных проёмах. Декоративное убранство фасадов близко к неорусскому стилю. Восьмерик, украшающий кровлю, декоративный – бревенчатый каркас, обшитый досками с ложными кокошниками. Конструкции усилены металлическими связями, пересекающими подсводное пространство в направлении север – юг. Основные габариты памятника 27х15 м, при высоте 15 м (основная часть). Основным строительным материалом памятника служит кирпич 27х14,5х7,5 см.

Церковь является памятником архитектуры неорусского стиля. Редкий план сооружения.

 

Прогимназия

 

*В перечень объектов культурного наследия регионального значения памятник внесен как «Гимназия». Но это название не совсем точное. Здание строилось для яренской женской прогимназии.

 

Здание построено в 1887 году.

В 1892-1893 учебном году в прогимназии обучалось 43 ученицы, а на 1 сентября 1904 года числилось 128 учениц. В отчетах прогимназия характеризовалась как «заведение, предназначенное для приходящих учениц всех сословий и исповеданий». В 1910 году в здании сделан капитальный ремонт. Отмечалось, что здание «хотя еще не ветхое и, по возможности, было ремонтируемо и приспособляемо для нужд прогимназии, но при теперешнем её 4-х классном составе и возрастающем числе обучающихся девочек, по общему своему объему и размеру классных комнат не может быть в настоящее время признано вполне удовлетворительным».

С 1 июля 1916 года прогимназия преобразована в женскую гимназию, а с начала учебного года открыт 5 класс. В гимназии училось 150 учениц, распределявшихся по сословиям следующим образом: дети крестьян – 115, мещан – 14, почетных граждан – 5, духовного звания – 4, чиновников – 12. 

  

Городское училище

 

*В перечень объектов культурного наследия регионального значения памятник внесен как «Гимназия». Но это название не верное. В Яренске мужской гимназии никогда не было. Здание построено для городского училища.

 

Здание построено в 1905 году для яренского городского трехклассного училища. В 1906 году училище преобразовано в четырехклассное, в 1912 году - в Высшее начальное училище. В 1914 году в нём числилось 119 учеников. Имелась обширная библиотека и кабинет учебных пособий.

Училище представляет собой двухэтажное бревенчатое здание, обшитое тесом. Классы помещались вдоль боковых фасадов здания. На первом этаже в центре был вестибюль, на втором – рекреационный зал. В классах второго этажа была применена трансформирующая планировка – многозвенная дверь. Декоративное убранство фасадов испытывает заметное влияние входившего в моду модерна. Утраченные балконы вносили разнообразие в плоскости фасадов. Обогащал фасады также прием, использующий светотени.  Это расположенные под разными углами участки тесовой обшивки. Основным строительным материалом служит дерево (бревно сруба диаметром 24-25 см, тёс на обшивке) и кирпич в ленточных фундаментах. Габариты без пристроек 25,5х15х9 м.

Является памятником, отражающим развитие образования Яренского уезда начала XX века.

 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?