Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Григорий Афанасьевич Осколков и его путешествия в Китай

Опубликовано 17.09.2021

Начало торговой деятельности семьи Осколковых относится ко второй четверти XVII века. В 1630-ых гг. семейство возглавлял Андрей Аммосов Осколков.

Согласно его челобитной 1640 г., они с братьями ездили в «сибирского городы с торжишками и для соболиного промыслу до Верхотурья и Пелыма и до Турьинского Острогу и до Тюмени и до Тобольска и до Тары и до Березова и до Сургута и до Нарыма и до Кетского острогу и на Красный Яр и на великую рек Лену». Таким образом, их торговые операции охватывали большинство городов Сибири. Они занимались как скупкой, так и снаряжением торговых экспедиций [1]. Сын Андрея Афанасий Осколков также занимался торговлей. Он вёл переписку с философом Юрием Крижаничем, сосланным в Сибирь. Как отмечал историк А. С. Белокуров, «из других знакомых особенно близок и дорог Крижаничу был Афанасий Андреевич Осколков». Отметим, что, вероятно, Юрий Крижанич познакомил купца с китайской торговлей – через него философ передал в Москву сочинение «О Китайском торгу», до наших времен не сохранившееся [2]. Сын Афанасия и внук Андрея Григорий родился в 1670 г. В переписной книге Яренского уезда 1678 г. он, его отец, дядя и брат отмечены среди жителей деревни Алексеевской Цилибского погоста: «Никитка Андреев сын Осколков, бездетен, у него брат родной Афонька, у Афоньки дети Петрушка 12 лет, Гришка 8 лет» [3].
Дети Афанасия продолжат семейное дело. Григорий после заключения Нерчинского договора в 1689 г., принял активное участие в торговле с Китаем. Купец отправлял товары в Китай в 1691 и 1695 г. [4], а в 1697 г. привез китайских товаров на сумму 3 959 р [5]. В 1699-1701 он путешествовал в Китай в составе каравана Григория Бокова [6].
Караван под руководством Григория Осколкова решено отправить в 1703 г. Но выехал он позже: «1704 г. января 31 яренчанин Григорий Афанасьев сын Осколков, а с ним в товарищах кадашевец Михайло Гусятников и целовальники - устюжанин Илья Жилин и яренчанин Епифан Чукичев [7]. В проезжей грамоте, полученной купцом, указывалось: «калмыцким и мунгальским тайшам и владельцам того нашего купчину с нашею царского величества казною и со всеми при нем будучими людьми чрез свои улусы и кочевья пропускать велеть без всякого задержания со всяким вспомогательством, с придаванием до границы Китайского государства провожатых» [8]. Воеводы сибирских городов должны были предоставлять все собранные меха Осколкову, а тот – отобрать среди них лучшие. В октябре 1704 г. Осколков проехал Иркутск. Он отправился в Китай более коротким маршрутом: не через Нерчинск, а через Селенгинск [9]. По этой дороге ранее проходил предыдущий караван во главе с Иваном Савватеевым. Действия Осколкова насторожили нерчинского воеводу П. С. Мусина-Пушкина, ведь с удалением торговых путей значение города падало. Он послал в Лифаньюань* письмо с просьбой в будущем отправлять торговые караваны через Нерчинск, так как в государевом указе «велено караванам ходить через Нерчинск». Осколков же твердо утверждал, что ему «дано было разрешение идти по более короткой и более удобной дороге» [10]. Лифаньюань, в свою очередь, направил запрос в Сибирский приказ через Григория Осколкова. Купец отправился в обратный путь по той же дороге, что и пришел, но воевода Мусин-Пушкин не оставил попыток решить вопрос в свою пользу и отправил ещё одно письмо. Воевода писал: «то он (Осколков – прим. автора) плутает, потому что он мужик торговый, только знает всякие товары аршином мерить, а приказных дел и в указе от великого государя повеления знать ему нельзя». Упорство Мусина-Пушкина не принесло результата - следующий караван отправился через Селенгинск, а воевода получил «строгую отповедь» за самоуправство [11]. К концу 1706 г. Осколков вернулся в Иркутск. В следующем 1707 г. он вновь подал челобитную с просьбой вести караван. В ней сообщалось: «а кроме сибирского и китайского торгу у нас, рабов твоих, никакого нет и в прежних годах не бывало и всякие запросы в твою государеву казну платить, кроме сибирского торгу, не с чего» [12].
Но следующий караван под руководством Григория Афанасьевича создан лишь в 1711 г. 4 июля была получена проезжая грамота. Тем не менее, «в Китай купчину отправлять» Сенат постановил только 20 августа [13]. В 1712 г. Григорий Афанасьевич отправился в путь, в следующем году прибыл в Иркутск, затем направился в Китай [14].
Возглавляя правительственные караваны, Григорий Афанасьевич Осколков занимался не только торговлей, но и дипломатией. Он добивался учреждения православной миссии и права постоянного пребывания священника в Китае. Как писал исследователь П. С. Адоратский, «выполняя планы русского светского и духовного правительства, и, без сомнения, снабженный инструкциями от того и другого, купчина Григорий Осколков … повёл дело о православной миссии в Пекине в должном порядке и последовательности». Заручившись поддержкой иезуитов, он возобновил вопрос перед китайским правительством о присылке в Пекин православного священника. Об этом же просил и комиссар другого каравана – Пётр Худяков. Им удалось добиться разрешения, и в Китай был отправлен архимандрит Иларион [15].
Вернуться на родину Г. А. Осколкову было не суждено – во время последнего путешествия 10 декабря 1714 год он умер. Тело Григория Афанасьевича похоронили в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, на устройство которого он жертвовал большие средства. Во второй половине XIX века могилу Осколкова посетил исследователь В. В. Птицын и привёл её описание в своей книге: «я просил только показать мне, что есть замечательного, по части древностей, и о. наместник повёл меня на кладбище и показал могилу основателя монастыря. Древняя, полузасыпанная землёй, выгравированная надпись на могильном камне оказалась неизвестной моему спутнику. Стали мы общими силами очищать их от грязи и, после немалых трудов разобрали: «1714 года декабря 10 дня преставился купчина Кяхтинского каравану Григорий Афанасьев сын Осколков» [16].

Примечания:
* Лифаньюань – учреждение по надзору за Монголией и Тибетом. В его ведении находились и сношения с Россией.

Литература:

1. Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 2. С.126
2. Белокуров А. С. Из Духовной жизни московского общества XVII в. М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те., 1902 г. С. 198
3. Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII в. Сыктывкар: Коми филиал АН СССР, 1985 г. с 221
4. Александров В. А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина XVII века). Хабаровск: хабаровское книжное издательство, 1984 г. С. 212
5. Павлина Т. В. Торговля, купечество и таможенное дело в Коми крае. М.: 2014. С. 98
6. Березницкий С. В. Караванная торговля России с Китаем и Отечественная наука XVIII века. СПБ.: МАЭ РАН, 2017. С. 13
7. Бантыш-Каменский Н. Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1619 по 1792 г. Казань: Тип. Императорского Университета. С. 74-75
8. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Т. 1: 1700-1725. М.: Наука, 1978. С. 51
9. Курц Г. Государственная монополия в торговле России с Китаем в первой половине XVIII века. К.: Институт народного хозяйства, 1929 г. С. 76-77
10. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Т. 1: 1700-1725. М.: Наука, 1978. С. 60, 66
11. Русско-китайские отношения в XVIII веке. Т. 1: 1700-1725. М.: Наука, 1978. С. 77
12. Цит. по: Политов В. В. Яренск. Л.: Наука, 1978 г. С. 31
13. Доклады и приговоры, состоявшиеся в правительствующем Сенате в царствование Петра Великого, изданные Императорскою академию наук. Год 1711. СПБ.: 1880 г. Т. 1 С. 20
14. Курц Г. Государственная монополия в торговле России с Китаем в первой половине XVIII века. К.: Институт народного хозяйства, 1929 г. C. 91
15. Адоратский П. С. Православная миссия в Китае за 200 лет её существования. Вып. 1. Казань: типография Императорского Университета, 1887. С. 60-61
16. Птицын В. В. Селенгинская Даурия. СПб: Экон. типо-лит., 1896. С. 41

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?