Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 11.09.2021

Фарфор завода Батениных.

Среди небольшого количества фарфоровых предметов в нашем музее достойное место занимает эта чайная пара с полукруглым клеймом на обороте «НАСЛ. БАТЕН.» Это изделие было выпущено на Санкт-Петербурском фарфоровом заводе Батенина в период между 1832 и 1838 годами и его возраст составляет примерно от 183 до 189 лет. 

Чашку с блюдцем в дар музею преподнесла в 1974 году жительница деревни Юргино Ермолина З.А.
На заводе Батенина производили не только простой фарфор для повседневного использования, но и парадные, подарочные изделия, которые расписывали со всей тщательностью. Чайная пара из нашего музея, судя по богатому декору, относится именно к такому типу. Чашка (размеры:12х6,5) заужена к придонной части и значительно расширена в верхней части. Сбоку тулова находится изогнутая С - образная ручка с завитком внизу. Центральная часть тулова имеет опоясывающий орнамент: на белом фоне изображены стилизованные цветы с листьями и птицы, сидящие на ветках деревьев. Орнамент выполнен в красных, желтых, зелёных и голубых тонах. Часть ручки, верхний и нижний край, а также фрагменты растительного узора покрыты позолотой. В таком же стиле украшено и блюдце (размеры: 17,5х3 см). На обороте дна чашки находится клеймо «НАСЛ. БАТЕН», по которому можно определить, что это завод наследников Батенина Ф.С. и дату выпуска. Во время работы завода при купце Батенине (1814 – 1832 гг.) в клеймах прописывали сокращенные буквы от названия завода или самого купца. Наиболее распространенной считается маркировка «С.З.К.Б.», обозначающая Санкт-Петербургский завод купца Батенина. После смерти купца (1832 – 1838 гг.) завод перешел к его наследникам, клеймо поменялось на «НАСЛ. БАТЕН».
ИЗ ИСТОРИИ ЗАВОДА.
Фарфоровый завод Батенина был построен в 1811 году на Выборгской стороне Санкт-Петербурга. Создан он был Петром Девятовым (сыном купца Ф.А. Девятова), однако в 1814 году Девятов продал свой завод торговцу фарфором Филиппу Сергеевичу Батенину. В первый же год работы завода вторым его совладельцем стал брат Филиппа Петр, чем обосновывается и еще несколько вариаций названия предприятия: «Завод братьев Батениных», «Завод Батениных». Заведение было удобно расположено для транспортировки материалов. По воде на завод доставляли из Финляндии шпат, из Черниговской губернии везли глину, а кварц привозили их Олонецкой губернии. Благодаря правильной организации и успешному руководству завод процветал и считался одним из значительных фарфоровых предприятий своего времени. Уже в 1817 году число работников фабрики достигло 68 человек, выпустивших за год около 30 тыс. фарфоровых изделий. Основным направлением завода было изготовление посуды, а также различных бытовых изделий. В 1818 году Батенин открыл лавку по продаже фарфора в здании Казанского собора, расположенного в доме №25 на Невском проспекте. В 1830 году Ф.С. Батенин скончался, оставив жену и шестерых маленьких детей. Его вдова Агафена Григорьевна попросила Министерство финансов назначить опеку над детьми и позволить далее вести работы на фарфоровом заводе. В результате Городовой Сиротский Суд назначил опекунами завода саму вдову, купцов И. Емова и П. Куханова. С этого времени предприятие вновь поменяло название. Теперь его полное наименование звучало как «Завод наследников купца Батенина» (о чём свидетельствует клеймо на обороте «НАСЛ. БАТЕН»). Дела завода шли вполне неплохо. Открытые ранее лавки продолжали приносить доход, благодаря чему завод успешно работал еще несколько лет. Однако в 1838 году на соседней фабрике вспыхнул пожар, уничтоживший почти все строения завода Батенина. Продукцию распродавали и после пожара вплоть до 1839 года, но вновь наладить производство не удалось.
Фарфоровые изделия, созданные на заводе Батенина, относят к наиболее узнаваемым предметам частных фарфоровых заводов, а само предприятие считается самым значительным среди аналогичных заводов Санкт-Петербурга того периода.
Занимаясь фарфоровым производством, купец Филипп Батенин сделал ставку на потребителей среднего класса. Чтобы удешевить продукцию, во время работ использовали дешевый глянцгольд (так называемое «жидкое золото»). Еще одним способом экономии была имитация типа росписи. Вместо весьма трудоемкой цировки применяли более дешевый способ нанесения узора на золото кистью.
Благодаря своей красоте и изяществу фарфоровые изделия фабрики Батенина быстро разошлись по частным коллекциям, а некоторые попали в музеи, чтобы ещё много лет радовать взгляды посетителей.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?