Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Церковь Рождества Христова на Цилибе.

Опубликовано 02.06.2023

На берегу реки Вычегды встречаются храмы, история которых уходит вглубь веков. Одним из них является храм Рождества Христова на Цилибе. Ныне в этом селе нет постоянного населения, но ещё в прошлом столетии здесь жили люди.
Появление первого храма на Цилибе предания относят ко времени деятельности Стефана Пермского, то есть к концу XIV века. 

Цилибская церковь Рождества Христова в начале 1970-ых гг. Фотография из архива НПЦ.Цилибская церковь Рождества Христова в начале 1970-ых гг. Фотография из архива НПЦ.Согласно преданиям, у проповедника был ученик Димитрий. Димитрий устроил в Цилибе монастырь с церковью, посвящённой Архистратигу Михаилу. Сколько просуществовал эта пустыня и когда была упразднена неизвестно. Вероятно, это случилось уже после смерти Димитрия. В исторических источниках следующих веков (жалованных грамотах Ивана III, писцовых и переписных книгах) упоминаний о Цилибском Архангельском монастыре мы уже не встречаем. Димитрий был похоронен там же, на Цилибе. Впоследствии над его могилой соорудили часовню.
К середине XVII века на Цилибе стояло две деревянные церкви – во имя Рождества Христова и во имя Архистратига Михаила. Сам населенный пункт был погостом, к которому тяготели окрестные деревни. Одна из местных деревень, Веговская - родина торговых крестьян Осколковых, наживших состояние на торговле сибирской пушниной. На средства представителя этой династии, Петра Афанасьевича Осколкова, в Цилибе построена каменная двухэтажная церковь Рождества Христова, сохранившаяся до нашего времени.
В архивных документах имеются расхождения относительно даты постройки этой каменной церкви. В церковных документах XIX века в качестве даты постройки указан 1713 г., а освящения – 1714 г. Эти же даты фигурируют и в различных современных исследованиях. Но более ранний исторический документ содержит несколько иные данные. В «Сведениях об основании церквей г. Яренска и Яренского уезда», составленных в конце XVIII века, 1714 год указан датой постройки, а не освящения церкви. Согласно ему, освящение нижнего престола во имя Рождества Христова состоялось 25 сентября 1718 года, а верхнего, во имя Архистратига Михаила – 11 декабря 1721 года [1]. Косвенно эти даты подтверждаются наличием в храме Архистратига Михаила антиминса, выданного в 1721 г.
По описанию 1772 года, храм был одноглавым, с крестом и маковицей обитыми белым железом. На нижнем этаже церкви находился иконостас, раскрашенный лазоревой краской. Среди икон местного (нижнего) ряда выделялась икона Рождества Христова, украшенная 10 венцами и 9 гривнами серебряными и позолоченными, в серебряном и позолоченном окладе и с двумя гривнами из немецкого жемчуга. Украшением престола служил деревянный крест, обложенный серебром и позолоченный. Крест был огранен 4 яхонтовыми камнями: тремя лазоревыми и одним красным. Резной иконостас на втором этаже был весь вызолочен листовым золотом [2].
Церковь обладает уникальной архитектурой. Архитектор Н. А. Калинина, исследовавшая храм в начале 1970-ых гг. дала памятнику следующую характеристику: «Редкий памятник архитектуры начала XVIII века с исключительной пространственной структурой, является также историческим памятником колонизации Севера» [3]. Кандидат искусствоведения, профессор А. Ю. Каптиков, изучавший северную архитектуру, также отметил уникальность церкви: «Трехчастная в плане, сильно вытянутая по продольной оси, с развитой трапезной и выступающей вперёд колокольней, она имела предшественников не в Устюге, а в Москве, причём и там весьма немногих» [4].
В 1851 г. к цилибскому приходу относилось само село и 9 деревень (Низовская, Малакотинская, Верховражье, Вегово, Дегельник, Речка, Успаста, Ездоково, Жуковская). Численность прихожан составляла 331 человек [5]. В 1874 г. храм приписали к вожемской Троицкой церкви, стоящей на противоположном берегу реки Вычегды.
Цилибская церковь Рождества Христова неоднократно ремонтировалась. Документы, хранящиеся в Яренском краеведческом музее, дают возможность назвать имена некоторых мастеров, работавших в храме. В 1870 г. крыша храма перекрыта тесом и обмазана смолой. Спустя два года житель Яренска Дометий Шаньгин побелил церковь снаружи и изнутри. В 1889 году крестьянином Василием Востряковым заделаны «образовавшиеся с давних лет» трещины в своде церкви. В 1893 г. храм выбелили известкой, а крышу восьмерика покрыли кровельным железом. Работы выполнил крестьянин Айкинской волости Александр Иванович Туркин.

 

В начале 1970-ых гг. в церкви ещё стоял частично сохранившийся иконостас. Фотография из архива НПЦ.В начале 1970-ых гг. в церкви ещё стоял частично сохранившийся иконостас. Фотография из архива НПЦ.С течением времени нуждались в обновлении иконы храма. В 1851 г. заключен договор на поновление иконостаса с Иваном Прокопьевичем Крыловым. Работы были окончены к 6 августа следующего года. В 1898 г. резчик А. О. Кашлыков устроил новый иконостас на первом этаже церкви. Летом 1912 г. иконописец Иван Васильевич Калиновский реставрировал иконы на втором этаже храма. Работы в храме продолжались и в последующие годы.
Прихожане заботились и о часовне, с давних времен стоявшей над могилой святого Димитрия Цилибинского. В 1888 году стараниями местного церковного старосты Феодора Андреевича Осколкова выстроена новая, «более приличная» часовня, а через год её обили тесом. В 1891 г. резчик Александр Кашлыков устроил над могилой святого гробницу с балдахином. Тем же мастером в следующем году сделан двухъярусный иконостас для часовни с золоченной резьбой и колоннами. Иконы для него писал житель Усть-Сысольска Алексей Худяев [6].
Массовое закрытие церквей в советское время не миновало и Цилибу. К 1932 г. церковь Рождества Христова уже не функционировала, а к 1951 г. на её первом этаже разместилось зернохранилище [7].

[1]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 5327. Л. 8
[2]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 2147. Л. 83, 85, 86
[3]. Паспорт объекта культурного наследия «Церковь Рождества Христова». Архив НПЦ по охране памятников истории и культуры Архангельской области, 1973
[4]. Каптиков А. Ю. Архитектура Великого Устюга и каменное зодчество русского Севера в XVIII веке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. С. 30-35.
[5]. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 884. Л. 51 об.
[6]. ЯКМ 2725. Ф. 1. Оп. 1. Д. 275; ЯКМ 1925. Ф. 1. Оп. 1. Д. 311. Л. 19, 20, 23, 30, 34
[7]. ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 56. Л. 19

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?