На берегу реки Вычегды встречаются храмы, история которых уходит вглубь веков. Одним из них является храм Рождества Христова на Цилибе. Ныне в этом селе нет постоянного населения, но ещё в прошлом столетии здесь жили люди.
Появление первого храма на Цилибе предания относят ко времени деятельности Стефана Пермского, то есть к концу XIV века.
Согласно преданиям, у проповедника был ученик Димитрий. Димитрий устроил в Цилибе монастырь с церковью, посвящённой Архистратигу Михаилу. Сколько просуществовал эта пустыня и когда была упразднена неизвестно. Вероятно, это случилось уже после смерти Димитрия. В исторических источниках следующих веков (жалованных грамотах Ивана III, писцовых и переписных книгах) упоминаний о Цилибском Архангельском монастыре мы уже не встречаем. Димитрий был похоронен там же, на Цилибе. Впоследствии над его могилой соорудили часовню.
К середине XVII века на Цилибе стояло две деревянные церкви – во имя Рождества Христова и во имя Архистратига Михаила. Сам населенный пункт был погостом, к которому тяготели окрестные деревни. Одна из местных деревень, Веговская - родина торговых крестьян Осколковых, наживших состояние на торговле сибирской пушниной. На средства представителя этой династии, Петра Афанасьевича Осколкова, в Цилибе построена каменная двухэтажная церковь Рождества Христова, сохранившаяся до нашего времени.
В архивных документах имеются расхождения относительно даты постройки этой каменной церкви. В церковных документах XIX века в качестве даты постройки указан 1713 г., а освящения – 1714 г. Эти же даты фигурируют и в различных современных исследованиях. Но более ранний исторический документ содержит несколько иные данные. В «Сведениях об основании церквей г. Яренска и Яренского уезда», составленных в конце XVIII века, 1714 год указан датой постройки, а не освящения церкви. Согласно ему, освящение нижнего престола во имя Рождества Христова состоялось 25 сентября 1718 года, а верхнего, во имя Архистратига Михаила – 11 декабря 1721 года [1]. Косвенно эти даты подтверждаются наличием в храме Архистратига Михаила антиминса, выданного в 1721 г.
По описанию 1772 года, храм был одноглавым, с крестом и маковицей обитыми белым железом. На нижнем этаже церкви находился иконостас, раскрашенный лазоревой краской. Среди икон местного (нижнего) ряда выделялась икона Рождества Христова, украшенная 10 венцами и 9 гривнами серебряными и позолоченными, в серебряном и позолоченном окладе и с двумя гривнами из немецкого жемчуга. Украшением престола служил деревянный крест, обложенный серебром и позолоченный. Крест был огранен 4 яхонтовыми камнями: тремя лазоревыми и одним красным. Резной иконостас на втором этаже был весь вызолочен листовым золотом [2].
Церковь обладает уникальной архитектурой. Архитектор Н. А. Калинина, исследовавшая храм в начале 1970-ых гг. дала памятнику следующую характеристику: «Редкий памятник архитектуры начала XVIII века с исключительной пространственной структурой, является также историческим памятником колонизации Севера» [3]. Кандидат искусствоведения, профессор А. Ю. Каптиков, изучавший северную архитектуру, также отметил уникальность церкви: «Трехчастная в плане, сильно вытянутая по продольной оси, с развитой трапезной и выступающей вперёд колокольней, она имела предшественников не в Устюге, а в Москве, причём и там весьма немногих» [4].
В 1851 г. к цилибскому приходу относилось само село и 9 деревень (Низовская, Малакотинская, Верховражье, Вегово, Дегельник, Речка, Успаста, Ездоково, Жуковская). Численность прихожан составляла 331 человек [5]. В 1874 г. храм приписали к вожемской Троицкой церкви, стоящей на противоположном берегу реки Вычегды.
Цилибская церковь Рождества Христова неоднократно ремонтировалась. Документы, хранящиеся в Яренском краеведческом музее, дают возможность назвать имена некоторых мастеров, работавших в храме. В 1870 г. крыша храма перекрыта тесом и обмазана смолой. Спустя два года житель Яренска Дометий Шаньгин побелил церковь снаружи и изнутри. В 1889 году крестьянином Василием Востряковым заделаны «образовавшиеся с давних лет» трещины в своде церкви. В 1893 г. храм выбелили известкой, а крышу восьмерика покрыли кровельным железом. Работы выполнил крестьянин Айкинской волости Александр Иванович Туркин.
С течением времени нуждались в обновлении иконы храма. В 1851 г. заключен договор на поновление иконостаса с Иваном Прокопьевичем Крыловым. Работы были окончены к 6 августа следующего года. В 1898 г. резчик А. О. Кашлыков устроил новый иконостас на первом этаже церкви. Летом 1912 г. иконописец Иван Васильевич Калиновский реставрировал иконы на втором этаже храма. Работы в храме продолжались и в последующие годы.
Прихожане заботились и о часовне, с давних времен стоявшей над могилой святого Димитрия Цилибинского. В 1888 году стараниями местного церковного старосты Феодора Андреевича Осколкова выстроена новая, «более приличная» часовня, а через год её обили тесом. В 1891 г. резчик Александр Кашлыков устроил над могилой святого гробницу с балдахином. Тем же мастером в следующем году сделан двухъярусный иконостас для часовни с золоченной резьбой и колоннами. Иконы для него писал житель Усть-Сысольска Алексей Худяев [6].
Массовое закрытие церквей в советское время не миновало и Цилибу. К 1932 г. церковь Рождества Христова уже не функционировала, а к 1951 г. на её первом этаже разместилось зернохранилище [7].
[1]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 5327. Л. 8
[2]. ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 2147. Л. 83, 85, 86
[3]. Паспорт объекта культурного наследия «Церковь Рождества Христова». Архив НПЦ по охране памятников истории и культуры Архангельской области, 1973
[4]. Каптиков А. Ю. Архитектура Великого Устюга и каменное зодчество русского Севера в XVIII веке // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. С. 30-35.
[5]. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 884. Л. 51 об.
[6]. ЯКМ 2725. Ф. 1. Оп. 1. Д. 275; ЯКМ 1925. Ф. 1. Оп. 1. Д. 311. Л. 19, 20, 23, 30, 34
[7]. ГААО. Ф. 5620. Оп. 3. Д. 56. Л. 19