Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 19.02.2023

                                                                           САРАФАН НАБИВНОЙ.

Основные формы народного костюма крестьянок Яренского уезда Вологодской губернии, как правило, не отличались от форм, характерных для Севера России. В качестве женской будничной, праздничной и обрядовой одежды бытовал костюм - рубаха с сарафаном - и множество других деталей и предметов к нему. Такой костюм, в зависимости от назначения, украшали вышивкой, кружевом, тканым узором или набойкой.

Северный женский народный костюм из фондов ЯКМ: сарафан набивной, воротушка, пояс.Северный женский народный костюм из фондов ЯКМ: сарафан набивной, воротушка, пояс.Одной из главных частей женского народного костюма являлся сарафан - одежда в виде платья без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою. Самым древним был глухой косоклинный: его шили из сложенного пополам полотнища ткани, а по бокам вставляли клинья. Второй тип сарафана - косоклинный распашной, появился во второй полов. 18 - нач. 19 вв. Перед его кроился из двух полотнищ ткани и застегивался на медные, оловянные или серебряные пуговицы. Третий тип сарафана - прямой или круглый, с пришивными лямками. Покрой этого сарафана напоминает высокую юбку на лямках, схожую с одеждой западных славян. Прямые сарафаны имели свои особенности в материале, декоре и деталях покроя. Четвертый, более поздний тип сарафана - на кокетке, в виде полуплатья. Он распространился в кон. 19- нач. 20 в. под влиянием городской моды. На русском Севере слово "сарафан" употреблялось редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этого вида одежды. Происхождение названий отличается: по покрою - "клинник", "косоклинник", "круглый"; по материалу и технике изготовления - "атласник", "тканник", "кумачник", "набивник"; по способу и цвету окраски - "синяк", "пестрядинник", "крашенинник", по назначению - "лопотина", "покосник".
В коллекции музея особенно богато представлены "набивные" сарафаны кон.XIX—нач. XX вв., украшенные кубовой и верховой набойкой. Набойка - способ украшения ткани, при котором с помощью деревянных досок с резным узором на ткань наносился краситель. Квадратные доски разных размеров - "манеры" делали из твердых пород дерева. На рабочей стороне досок набивали трафарет, состоящий из металлических пластинок, гвоздей, деревянных шпилек и втулок, образующих узор.
Основная часть сарафанов была собрана сотрудниками музея на территории Ленского района в 1970-80-х гг. Некоторые предметы поступили в музей от жителей Яренска и района в 2000-2010-х гг.
Сарафан из фондов музея косоклинный, синего цвета, на узких пришивных лямках. Имеет размеры: длина 108 см, ширина 127 см. Сшит вручную из пяти прямых полос и двух клиньев домотканного льняного набивного полотна. Украшен трёхцветной набойкой, узор – чередующиеся оранжевые «рябинки», жёлтые «огурцы» и стебельки с двумя листочками, белые розетки из десяти кружочков. На спинке вверху заложены мелкие складки и нашита полоса красного кумача с геометрическим узором – чередование ромбов чёрного и серого цвета. Лямки сходятся на спине, обшиты красным кумачом. С изнаночной стороны подшиты пестрядинной тканью. Верхние края сарафана окантованы хлопчатобумажной тесьмой коричневого цвета. На изнаночной стороне, на груди и спинке, подшит льняной холст. Подол украшен двумя полосами из кумача, окантованными белой тканью.
Знакомство с одеждой крестьян свидетельствует о том, что это явление очень интересное и сложное. В женском и мужском народном костюме как бы зашифрована информация, хранившаяся нашими предками многие века и дошедшая до нас как через специфический изобразительный язык, так и через композицию костюма. Можно лишь восхищаться тонким чувством меры, умением черпать вдохновение из окружающей природы, неистощимой фантазией простых русских женщин, изготовивших эти шедевры.
Хранитель музейных предметов Елена Головушкина.

Источники и литература:
1. Григорьева Г.А. Ткани и одежда Поморья. Каталог. Архангельск: издательство «Правда Севера», 2000 г. С. 34 – 45.
2. ЯКМ 905

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?