Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Выставка "Искусство гончаров"

Опубликовано 23.09.2021

с 15 сентября в музее открылась новая выставка "Искусство гончаров".

В каждой крестьянской избе Русского Севера имелось множество разнообразной глиняной посуды. Из поколения в поколение передавались на Руси секреты гончарного мастерства. Возникновение промысла объясняется содержанием в почве обильного количества глины. Традиции, технологии и приемы передавались от деда к отцу, от отца к сыну. Процесс изготовления глиняной посуды включал в себя несколько этапов: заготовка глины, приготовление глиняного раствора (теста), формовка сосуда на гончарном круге и орнаментация, сушка, обжиг. Гончарный круг бывает ручным или ножным, это зависит от способа приведения его в движение. На Севере в основном были ручные гончарные круги.

Гончары обычно работали семьями, наиболее состоятельные могли иметь отдельно стоявшие «заводы» с горнами для обжига керамики. Мастера победнее работали прямо в жилых избах и тут же в русских печах вели многочасовой обжиг керамики. Изготовление керамики — это старинный промысел, который благодаря простоте работы с материалом и удобством использования в разных сферах жизни, был популярен на протяжении многих веков.
Каргопольский, Мезенский, Вельский районы Архангельской области, Кадниковский и Тотемский районы Вологодской области считались центрами гончарного дела северного края, хотя глиняную посуду делали везде, где находились залежи этого материала. С какого времени основалось в Яренске гончарное дело – неизвестно. В книге "Яренск" В.А. Лукошникова написано: "В Яренском уезде в 1904 году числилось:…промышленных заведений 16 (в том числе…гончарн

С XVI-XVII вв. на столах почетное место занимает дорогая чернолощеная керамика, а с XVIII в. – поливная. Черный цвет чернолощеной керамики был обусловлен процедурой обжига изделия в сильно коптящемся пламени без доступа воздуха. Л

ощение - древний прием обработки ещё сырых глиняных сосудов. Гладким камушком, косточкой, палоч

кой (лощилом) не до конца высохшее изделие полировали до блеска. При лощении верхний слой глины уплотняется, становится менее водопроницаемым и более прочным. Часто лощилом наносили разнообразные узоры, которые серебрились на матовом темном фоне.ых-3)… В 1900-1901 годы занимались кустарными промыслами в уезде:…гончары и выделывающие деревянную посуду-9", а "В 1909 году ремеслами в городе занимались 48 человек. В ближайших селах и деревнях наиболее распространенным было кустарное производство, как плотничное, столярное, кузнечное, гончарное…" Из списка промышленных заведений по Жешартской, Софроновской, Суходольской, Козьминской, Гамской, Ленской волостям и г. Яренску за 1920 год стало известно, что в г. Яренске у Себентия был гончарный завод, который круглый год снабжал глиняными горшками главки (?) и учреждения.
Гончарные мастерские обеспечивали всю округу глиняной посудой, вывозили свои изделия для продажи на ярмарках. Ассортимент производимых изделий был разнообразен: крынки, корчаги, горшки, чашки, маслёнки, латки, топники, рыльники, жарёхи. В такой посуде готовили пищу на огне, в печи.

Поливную или, как ее еще называли, муравленую посуду покрывали снаружи и внутри глазурями, прозрачными и цветными. Использование глазури не только делало предметы более красивыми, но и прочными и влагонепроницаемыми. Северные мастера предпочитали метод сухого глазурования, при котором горшки покрывались смолой перед обжигом, посыпались порошком свинца и меди. Под действием огня порошок плавился, застывал стекловидным слоем. Например, устюженские мастера использовали прием неполной поливы, когда глазурью покрывалась только внутренняя часть сосуда и его небольшая верхняя часть снаружи.
Готовые изделия украшали при помощи орнаментов, которые выводили специальными многозубчатыми штампиками по сырой глине, острыми палочками, расписывали жидко разведенной глиной. Орнаменты были незамысловатые (линейные, реже волнистые, тычковые), простые, но выразительные и гармонирующие с формой самой посуды. Уголки, полукружия, полосы, звезды, розетки устраивались в ряды и цепи таким образом, чтобы подчеркнуть красоту и неповторимость каждого гончарного изделия. Позже посуда орнаментируется реже, и преобладающим становится волнистый орнамент. Готовое изделие проверяли постукиванием костяшек пальцев по стенкам: если горшок поет – значит хорош. Делали не только посуду, но и игрушки, свистульки – ребятам давали. Стоила посуда недорого, в магазинах тогда не было столько посуды, а билась она часто, поэтому и гончары без работы не сидели. С появлением металлической и стеклянной посуды промысел гончарный практически исчез.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?