Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Выставка "О чем звенит колокольчик..."

Опубликовано 13.12.2021

12 числа 12 месяца каждого года, вне зависимости от того, выпадают ли на этот день иные даты, празднуется День КОЛОКОЛА.

У нас в музее среди многочисленных экспонатов есть небольшая, но очень интересная коллекция поддужных колокольчиков. Они используются музейщиками на экскурсиях, мероприятиях при ознакомлении с народной культурой. Слово "колокол" означает - зов, шум, крик. Русская земля немыслима без колокольного звона. А сколько пословиц и поговорок сложено про колокола! “Кто колокол купит, тот счастлив будет”, “Кого люблю, тому и дарю»…
Первое упоминание о колоколах на Руси найдено в 3-й новгородской летописи за 1066 год. Изготавливались колокола из сплава меди и олова. Они покупались в Европе и отливались иностранными мастерами. Первые колокола ушами неподвижно крепились к валу, концы которого вставлялись в выемки ниши, где колокол помещали. Качался весь колокол, ударяя стенками по свободно подвешенному языку. При раскачивании такого колокола могла качаться и сама колокольня. В 15 веке в России появились заводы по отливке колоколов. Русские мастера – звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона, более удобный – язычный, которым пользуются сейчас. Раскачивающийся язык ударял по неподвижным стенкам колокола. Тогда колокола использовались в основном в церковных обрядах.
Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Поддужные колокольчики отливались из того же бронзового сплава, что и большие колокола, имели ту же форму и были невелики по размерам (высота и диаметр в пределах от 4 до 16 сантиметров). Голос у них был высокий, тонкий. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня над головой коренника. Во время езды сам колокольчик был неподвижен, раскачивался только язычок (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика.
В основном колокольчики помещались на почтовых и курьерских тройках в качестве сигнального средства. Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям. Ямщики на станциях часто путались, почтовая или частная тройка приближается. В связи с этим в 1836 г. был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях. При въезде в город язык колокольчика подвязывали к дуге, чтобы не производить излишнего шума. С этой целью он имел на конце отверстие для ремешка или был изготовлен в виде кольца.
Центры литья поддужных колокольчиков находились возле почтовых трактов. Родиной этого промысла стал г. Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Валдайские колокольчики имели строгую классическую форму - строиться на равновеликих соотношениях высоты и диаметра.
Другими крупными центрами колокольного промысла были города: Касимов Рязанской губернии, Слободской Вятской губернии, Кунгур Пермской губернии, Тюмень Тобольской губернии, села Павлово и Пурех Нижегородской губернии. Поддужные колокольчики некоторых вышеперечисленных центров литейного дела в разные годы попали в фонды Яренского краеведческого музея.
Один из экспонатов музейной коллекции - колокольчик работы мастеров с. Пурех Нижегородской губернии. В первые годы пурехские мастера отливали их, стараясь подражать валдайским (плотные валдайские формы с кованной петлей, даже писали «Лит на Валдае»). Пурехские колокольчики появились в 1860 году. К концу столетия село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Позднее они стали отливаться с нумерацией, со стандартными украшениями на тулове и различались по номерам от первого до десятого. Наиболее крупные носили нулевые номера (у нас на колокольчике 0).
Меднолитейный завод Веденеевых возник в Пурехе в 1832 (1836) году и выпускал поддужные колокольчики, звонки и бубенцы. В 50-х годах 19 века во главе его стоял мастер Алексей Веденеев, затем в 80-е годы два его сына. Наибольшей известности достиг Федор Алексеевич Веденеев, работавший с 6-9 помощниками с 60-х годов XIX - нач. XX в.в. и сбывавший свои изделия на Нижегородской ярмарке. В 1885 г. на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде за свою продукцию он получил бронзовую медаль «За трудолюбие и искусство» и право изображать медаль и государственный герб России на своих колокольчиках (см.фото 1).
Поддужные колокольчики украшались различными орнаментами, крестами, кругами, розетками, гербами, интересными надписями. Например, «Купи, денегъ не жалей, со мной ездить веселей», «Звонит потешает - ездить поспешает», «Купи, барин, не скупись, со мной езди, веселись» и т.д. На колокольчиках часто писали имя изготовившего его мастера, место отливки. Иногда указывали номер колокольчика (фото 2).
Мастера Трошины известны в нескольких поколениях. Макар Яковлевич работал в 60-е - 70-е годы XIX в., его сыновья Федот, Алексей и Михаил имели собственные заведения в 80-х - 90-х годах XIX в. и в первом десятилетии XX в. Товарищество И.М.Трошина и А.И. Бадянова владело медно-литейным заводом в 10-х годах XX в. (фото 3).
Среди экспонатов музея есть и другие интересные работы. Это поддужный колокольчик мастеров села Павлово - братьев Гомулиных. Купеческие сыновья Иван и Василий стали выпускать медные колокольчики в кон. XIX века. Василий входил в пятерку крупнейших предпринимателей Павлова. Он занимался благотворительностью: отписывал из нажитых доходов деньги на мирские расходы, на обеспечение мебелью общественной больницы, на постройку здания для павловского кустарного попечительства (см. фото 4).
Новый расцвет колокольного производства в г.Слободском, начиная с середины 19 века, связан в основном с именами Поповых, Ситниковых, Желваковых. Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамовареное заведение, в котором, кроме самоваров и медной домашней утвари, вырабатывались в 40-70-е годы XIX в. колокольчики. Один из таких колокольчиков представлен и в коллекции нашего музея (фото 5).
У истоков касимовской колокололитейной традиции стоял создатель крупной ремесленной мастерской — Иван Амитриевич Кислов (изделия с его опознавательными надписями датированы 1811—1844 годами). У него было несколько опознавательных надписей: развернутая «М*ИВАНЪ КИСЛОВЪ ВЪ КАСИМОВЪ» и аббревиатуры «MIK», «М-И-К», «ИК». Большое число сохранившихся изделий этого мастера позволяет предположить, что масштабы его производства были довольно значительными (фото 6).
Колокольный звон сопровождал все важные праздничные события в жизни крестьян. Колокольчики крепились на тройку в Масленицу, во время свадьбы, проводов рекрута (фото 9).
Были и специальные колокольчики, которые использовались при выпасе скота - ботала. Этот колокольчик имеет глухой звук, чтобы отпугивать диких животных. Его крепили к ошейнику коров, лошадей. Звук ботала также помогал найти заблудившихся в лесу.
С появлением железной дороги почтовые тройки постепенно прекратили своё существование, а колокольчики стали одним из школьных атрибутов. Ныне большинство поддужных колокольчиков хранятся в частных коллекциях и музеях.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?