12 числа 12 месяца каждого года, вне зависимости от того, выпадают ли на этот день иные даты, празднуется День КОЛОКОЛА.
У нас в музее среди многочисленных экспонатов есть небольшая, но очень интересная коллекция поддужных колокольчиков. Они используются музейщиками на экскурсиях, мероприятиях при ознакомлении с народной культурой. Слово "колокол" означает - зов, шум, крик. Русская земля немыслима без колокольного звона. А сколько пословиц и поговорок сложено про колокола! “Кто колокол купит, тот счастлив будет”, “Кого люблю, тому и дарю»…
Первое упоминание о колоколах на Руси найдено в 3-й новгородской летописи за 1066 год. Изготавливались колокола из сплава меди и олова. Они покупались в Европе и отливались иностранными мастерами. Первые колокола ушами неподвижно крепились к валу, концы которого вставлялись в выемки ниши, где колокол помещали. Качался весь колокол, ударяя стенками по свободно подвешенному языку. При раскачивании такого колокола могла качаться и сама колокольня. В 15 веке в России появились заводы по отливке колоколов. Русские мастера – звонари, приложив смекалку, нашли новый способ звона, более удобный – язычный, которым пользуются сейчас. Раскачивающийся язык ударял по неподвижным стенкам колокола. Тогда колокола использовались в основном в церковных обрядах.
Именно в России, где от одного селения до другого приходилось преодолевать огромные расстояния, появились поддужные или ямщицкие колокольчики. Поддужные колокольчики отливались из того же бронзового сплава, что и большие колокола, имели ту же форму и были невелики по размерам (высота и диаметр в пределах от 4 до 16 сантиметров). Голос у них был высокий, тонкий. Подвешивались они под дугой коренника (центральной лошади в тройке). Колокольчик туго привязывался к средней части дуги с помощью сыромятного ремня над головой коренника. Во время езды сам колокольчик был неподвижен, раскачивался только язычок (ударник), который бил по внутренней стороне стенки колокольчика.
В основном колокольчики помещались на почтовых и курьерских тройках в качестве сигнального средства. Во-первых, сигнал был нужен, чтобы потребовать от пешеходов и других экипажей немедленно освободить дорогу. Во-вторых, такой сигнал оповещал персонал почтовой станции о необходимости подготовить смену уставшим лошадям. Ямщики на станциях часто путались, почтовая или частная тройка приближается. В связи с этим в 1836 г. был введен строгий запрет употреблять поддужные колокольчики не на почтовых лошадях. При въезде в город язык колокольчика подвязывали к дуге, чтобы не производить излишнего шума. С этой целью он имел на конце отверстие для ремешка или был изготовлен в виде кольца.
Центры литья поддужных колокольчиков находились возле почтовых трактов. Родиной этого промысла стал г. Валдай Новгородской губернии, поэтому поддужные колокольчики часто называют валдайскими. Валдайские колокольчики имели строгую классическую форму - строиться на равновеликих соотношениях высоты и диаметра.
Другими крупными центрами колокольного промысла были города: Касимов Рязанской губернии, Слободской Вятской губернии, Кунгур Пермской губернии, Тюмень Тобольской губернии, села Павлово и Пурех Нижегородской губернии. Поддужные колокольчики некоторых вышеперечисленных центров литейного дела в разные годы попали в фонды Яренского краеведческого музея.
Один из экспонатов музейной коллекции - колокольчик работы мастеров с. Пурех Нижегородской губернии. В первые годы пурехские мастера отливали их, стараясь подражать валдайским (плотные валдайские формы с кованной петлей, даже писали «Лит на Валдае»). Пурехские колокольчики появились в 1860 году. К концу столетия село Пурех и его окрестности стали главным центром производства ямских колокольчиков в России. Позднее они стали отливаться с нумерацией, со стандартными украшениями на тулове и различались по номерам от первого до десятого. Наиболее крупные носили нулевые номера (у нас на колокольчике 0).
Меднолитейный завод Веденеевых возник в Пурехе в 1832 (1836) году и выпускал поддужные колокольчики, звонки и бубенцы. В 50-х годах 19 века во главе его стоял мастер Алексей Веденеев, затем в 80-е годы два его сына. Наибольшей известности достиг Федор Алексеевич Веденеев, работавший с 6-9 помощниками с 60-х годов XIX - нач. XX в.в. и сбывавший свои изделия на Нижегородской ярмарке. В 1885 г. на первой губернской выставке кустарных изделий в Нижнем Новгороде за свою продукцию он получил бронзовую медаль «За трудолюбие и искусство» и право изображать медаль и государственный герб России на своих колокольчиках (см.фото 1).
Поддужные колокольчики украшались различными орнаментами, крестами, кругами, розетками, гербами, интересными надписями. Например, «Купи, денегъ не жалей, со мной ездить веселей», «Звонит потешает - ездить поспешает», «Купи, барин, не скупись, со мной езди, веселись» и т.д. На колокольчиках часто писали имя изготовившего его мастера, место отливки. Иногда указывали номер колокольчика (фото 2).
Мастера Трошины известны в нескольких поколениях. Макар Яковлевич работал в 60-е - 70-е годы XIX в., его сыновья Федот, Алексей и Михаил имели собственные заведения в 80-х - 90-х годах XIX в. и в первом десятилетии XX в. Товарищество И.М.Трошина и А.И. Бадянова владело медно-литейным заводом в 10-х годах XX в. (фото 3).
Среди экспонатов музея есть и другие интересные работы. Это поддужный колокольчик мастеров села Павлово - братьев Гомулиных. Купеческие сыновья Иван и Василий стали выпускать медные колокольчики в кон. XIX века. Василий входил в пятерку крупнейших предпринимателей Павлова. Он занимался благотворительностью: отписывал из нажитых доходов деньги на мирские расходы, на обеспечение мебелью общественной больницы, на постройку здания для павловского кустарного попечительства (см. фото 4).
Новый расцвет колокольного производства в г.Слободском, начиная с середины 19 века, связан в основном с именами Поповых, Ситниковых, Желваковых. Мещанин Егор Михайлович Попов и его братья Иван, Николай и Гаврила имели медносамовареное заведение, в котором, кроме самоваров и медной домашней утвари, вырабатывались в 40-70-е годы XIX в. колокольчики. Один из таких колокольчиков представлен и в коллекции нашего музея (фото 5).
У истоков касимовской колокололитейной традиции стоял создатель крупной ремесленной мастерской — Иван Амитриевич Кислов (изделия с его опознавательными надписями датированы 1811—1844 годами). У него было несколько опознавательных надписей: развернутая «М*ИВАНЪ КИСЛОВЪ ВЪ КАСИМОВЪ» и аббревиатуры «MIK», «М-И-К», «ИК». Большое число сохранившихся изделий этого мастера позволяет предположить, что масштабы его производства были довольно значительными (фото 6).
Колокольный звон сопровождал все важные праздничные события в жизни крестьян. Колокольчики крепились на тройку в Масленицу, во время свадьбы, проводов рекрута (фото 9).
Были и специальные колокольчики, которые использовались при выпасе скота - ботала. Этот колокольчик имеет глухой звук, чтобы отпугивать диких животных. Его крепили к ошейнику коров, лошадей. Звук ботала также помогал найти заблудившихся в лесу.
С появлением железной дороги почтовые тройки постепенно прекратили своё существование, а колокольчики стали одним из школьных атрибутов. Ныне большинство поддужных колокольчиков хранятся в частных коллекциях и музеях.