Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 20.03.2024

                                                                   ПИСЬМЕННЫЙ СТОЛ НАЧ. 20 ВЕКА.
В коллекцию деревянной мебели нашего музея входит уникальный экспонат начала 20 века – письменный стол, изготовленный в стиле «ампир». Стиль «ампир» начал развиваться во Франции в конце 18-го века и достиг расцвета в период правления Наполеона I, получив название от фр. empire – империя и лат. imperium – власть.

В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801–1825 гг.). Данный стиль характерен для архитектуры, декоративно-прикладного искусства, мебели и т.д. Основными чертами ампира являются: монументальность и царственная величественность; принципы симметрии и равновесия; применение древнегреческих, древнеримских и египетских приёмов (изображения животных и птиц, в первую очередь, хищных; мифических животных: сфинксов, грифонов и др.; музыкальных инструментов); обязательное применение военной и гербовой символики (в виде лавровых венков, трофеев, дикторских связок, орлов, факелов, повторяющейся буквы N и т.д.); массивность, изысканный декор, изготовление из ценной древесины; долговечность.
Стол из фондов музея имеет размеры: длина – 205 см, ширина – 109 см, высота – 80 см. Материалом для изготовления послужил дуб. С левой стороны стола расположена тумба, закрытая спереди дверцей с внутренним замком. Внутри тумбы - несколько полок для хранения бумаг. Дверца тумбы и задняя стенка декорированы по бокам двумя резными колоннами и украшены воинской символикой: в арке с двумя колоннами помещены элементы защитной одежды – доспехи и шлем. Данный военизированный орнаментальный мотив в русском ампире символизирует воинскую силу и славу после победы над врагом. Вдохновлённые искусством Рима русские художники и архитекторы использовали изображения античного вооружения.
Одним из главных частей стола является столешница, её толщина составляет 16 см. Покрыта по краям сосновой шпонкой, сверху – сукном зелёного цвета. Вдоль всего края богато украшена резным растительным узором: сверху – в виде виноградной лозы, по бокам – розетками из 7 лепестков. Спереди в столешнице находятся три выдвижных ящика с внутренними замками.
Особым украшением стола являются две резные ножки слева в виде мифических животных – грифонов. Противоречивые мифические существа – грифоны, не то птицы, не то звери с головой льва (или с орлиной головой), когтями и крыльями, при этом с туловищем льва и хвостом змеи. Олицетворяли одновременно Небо и Землю, Добро и Зло и по легенде охраняли сокровища. Может по этой причине ими украшали мебель для состоятельных людей.
На перекладине возле лап правого грифона прикреплена овальная табличка с надписью «ОКП 981». На нижней части столешницы – бумажная этикетка с указанием стоимости (чёрными чернилами) «цена 70-00».
Известно, что до революции 1917 года стол находился в доме яренского уездного врача Вениамина Львовича Волка, затем – в одном из кабинетов райисполкома. Когда он был передан в музей, сведений никаких нет. Возможно, в 1970-х годах, когда менялась экспозиция музея.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?