Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


205 лет со дня рождения нашего земляка - художника Федора Ивановича Игина.

Опубликовано 02.10.2021

Непростая судьба художника и непростая судьба его творений.

деревня Софроновская – Санкт - Петербург– Иркутск...
Игин, Пушкин, Брюллов, Крамской...

Родина известного художника – деревня Софроновская Яренского уезда, именно здесь в 1816 году в семье крестьян родился будущий художник. В ноябре 1837 года вместе с обозом по санному пути он пришел в Петербург, чтобы учиться живописи. В архивах Вологды имеется переписка губернатора Вологодской губернии с Академией художеств по поводу принятия на учёбу крестьянского сына Федора Игина.
1848 году он, несмотря на положение государственного крестьянина, закончил Академию художеств. Это стало возможным благодаря основанной А. Г. Венециановым в 1824 году художественной школы для крестьян, единственной в истории России. Венецианов содержал ее на свои средства и привлекал в школу талантливых молодых людей, в том числе государственных крестьян.

В 1841 году Игин был оформлен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и стал учеником профессора Петра Васильевича Басина, именно это определило участие Фёдора Игина в росписи Исаакиевского собора. На роспись плафона в главном куполе собора был приглашен сам Карл Брюллов, но в 1848 году он заболел и оставил работу, уехав лечиться в Италию. Обратно он уже не вернулся. Работу Брюллова по его же эскизам продолжил Басин. Занятость Петра Басина и его преклонный возраст требовали помощи со стороны учеников. Поэтому, вполне вероятно, что наш земляк принимал непосредственное участие в росписи Исаакиевского собора.

Известны тринадцать произведений Игина, из которых четыре наиболее значительных и теперь можно видеть в музеях страны. Каждое из них имеет свою непростую историю, а некоторые стали известны под именами других авторов.

Пожалуй, самая известная картина Федора Игина – это «Портрет молодой женщины с белым цветком в волосах» представлена в Государственном Русском музее Санкт – Петербурга (она же известна как «Женский портрет»). Картина подписана: «Пiсалъ Федор Игинъ. 1854». Русский музей приобрел портрет в обмен на две картины — «Портрет жены» К. Брюллова и «На волжских просторах» И. Е. Репина. Свидетельство об этом есть в книге «Сообщения Государственного Русского музея» (М., 1956, т.IV) в статье «Новые поступления в отдел живописи»: «До последнего времени в Русском музее не было ни одной картины ученика Венецианова Ф. И. Игина, художника, творчество которого мало известно. В 1954 году из Куйбышевского художественного музея в Русский музей была передана картина Ф. И. Игина «Цыганка» (холст, масло, 59×47,5), которая по каталогу Куйбышевского музея числится как «Женский портрет».

Не так все просто с другой работой. «Портрет Гаврилова» был обнаружен в Иркутском художественном музее. Работа без подписи. Искусствоведы и краеведы спорят до сих пор о ом, чьей рукой написана картина: Ивана Крамского или Фёдора Игина? Преимущества авторства у нашего земляка, картина с таким названием фигурирует на академической выставке 1846 года под его именем. Но по заключению Московской закупочной комиссии, передавшей «Портрет Гаврилова» в Иркутский музей в 1948 году, картина написана Крамским…
Интересен тот факт, что два этих портрета объединяет одна фамилия – Гавриловы. Что связывает Фёдора Игина с семьей Гавриловых? Краевед Н. А. Власов установил, что на женском потрете изображена Мария Павловна Гаврилова, сестра того самого Гаврилова Алексея Павловича, который в ноябре 1836 года по приказанию Яренского казначейства сопровождал обоз, идущий в Петербург. Именно с тем обозом и ушел учиться будущий художник Фёдор Игин.
Через десять лет, в 1846 году, Ф. И. Игин написал портрет, отмеченный в Указателе академической выставки, как «Г. Гаврилов». Очевидно, на портрете изображен сын А. П. Гаврилова. Можно с уверенностью предположить, что Фёдор Иванович запечатлел на картинах сестру и сына Гаврилова Алексея Павловича.

Последней работой Игина был «Портрет К. Н. Батюшкова», 1856 года. Картина находится в фондах Всероссийского музея Пушкина. Авторство Фёдора Игина очевидно. На обороте холста есть надпись тушью: «Писалъ художникъ (Федор Игинъ) с рисунка Кипренского, рисованного в 1815 году». Так сын крестьянина Яренского уезда прикоснулся к «Солнцу русской поэзии» Александру Сергеевичу Пушкину.

Остается добавить, что имя художника открыл для современников вологодский краевед Н. Власов. Именно он нашел в вологодском областном архиве обращение вологодского губернатора в Академию художеств с просьбой принять на учебу сына государственного крестьянина Ф. Игина. В архивах Яренского краеведческого музея хранится переписка между работниками музея и З.Ф. Игиным, Н. Власовым, Э. Медведковой, исследовавших творчество нашего земляка и установивших авторство и нахождение картин.

Мы намеренно не затронули тему судьбоносной картины Фёдора Игина. За эту работу в 1847 году Игин получил малую серебряную медаль и звание свободного художника исторической и портретной живописи. К сожалению, картина утеряна.
❓ВОПРОС ЗНАТОКАМ! Кто изображен на картине Фёдора Игина, как называлась его работа?

Источники:
Медведкова Э. Портреты не погибают: Художник Ф. И. Игин в музеях России. История поиска / Эмилия Медведкова Э. // Мир музея. - 2003. - N 5 (195). - С. 34-39

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?