Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


ЭТО БЫЛО...250 лет назад.

Опубликовано 12.06.2022

                                     …На погосте Вожемском церковь Живоначальной Троицы…

Красива и величава река Вычегда…Особенную величавость ей придают старинные белокаменные храмы Ленского района, они высятся по берегам Вычегды, удивляя людской взор своей красотой и изяществом.

Ленский район. Село Вожем.
Каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. 1772 год.

Современный вид.

Интернет-ресурс.
Ленский район. Село Вожем. Каменная церковь во имя Святой Живоначальной Троицы. 1772 год. Современный вид. Интернет-ресурс. Одним из самых красивых храмов нашего района является, устремлённый в небесную высь, белоснежный каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Вожем, построенный в 1772 году, 250 лет назад. Пожалуй, это самый поэтичный храм нашего района, отражаясь в реке во время заката, он окрашивается в нежно-розовый цвет, а в весеннее половодье он выглядит особенно эффектно.

По старинному преданию, село Вожем основал Святитель Стефан Великопермский в XIV веке: «…Он, плывши по реке Вычегде обратно из Перми в Москву, по причине ненастной погоды остановился на правом берегу, ниже Яренска в 30-ти верстах, и в знак своего пребывания там приказал построить церковь и сей образ в оную приложил…» [10] Под образом подразумевается икона Святой Зырянской Троицы, написанная, по преданию, самим Стефаном Пермским. Эта икона, видимо, была поставлена в одноимённой церкви, построенной на Вожеме Святым Стефаном.
Впервые в письменных источниках Вожемский погост с деревянной церковью во имя Живоначальной Троицы упоминается в XV веке в жалованных грамотах Великого Князя Ивана Васильевича III Пермскому Епископу Филофею в 1482-1490-х годах. [2]

В начале XVII века на Вожемском погосте стояла деревянная шатровая церковь во имя Живоначальной Троицы с пределом Святой Великомученицы Екатерины. Церковь была построена «мирскими» людьми, то есть, прихожанами. Писцовая книга Яренского уезда:
«1628 год. Погост Вожем, вотчина Архиепископа Варлама Вологодского и Великопермского. А на погосте церковь во имя Живоначальные Троицы с пределом Христовы Мученицы Екатерины шатровая вверх. А в церкви и образы, и ризы, и книги, и свечи, и сосуды церковные, и колокола…Да на погосте на церковной земле поп Емельян Малафеев, церковный дьячок Сенька Тимофеев, пономарь Васька Григорьев…» [1, с. 24]

В середине XVII века (на 1646 год) в Вожеме стояло уже две деревянные церкви: шатровая холодная (не отапливалась) во имя Живоначальной Троицы и клецкая во имя Святой Великомученицы Екатерины, при церквях имелась и шатровая рубленная колокольня. Все строения были построены на средства прихожан, «да на погосте церковных причетников: поп Пётр Родионов сын, дьячок Данилко Петров сын Филипов, пономарь Фомка Елисеев, просвирница Софьица Романова дочь с детьми…» [1, с. 115]
Новая деревянная Вожемская церковь во имя Живоначальной Троицы была построена в 1689 году по просьбе церковного старосты Никиты Максимовича Варенцова и по благословению Александра, Архиепископа Великоустюжского и Тотемского. Церковь построили двухэтажную: верхний этаж холодный с престолом во имя Живоначальной Троицы, нижний этаж тёплый (отапливался) с престолом во имя Великомученицы Екатерины. Эта церковь простояла до 1702 года. Судьба её не известна.
Следующая деревянная Вожемская Троицкая церковь построена после 1743 года, она имела три главы, крест и маковица её были покрыты железом. Вместе с этой церковью на Вожемском погосте (на 1693 год) стоял деревянный клецкой одноглавый храм во имя Святой Великомученицы Екатерины, при нём была и рубленная шатровая колокольня с 5-ю колоколами.

Как известно, век деревянных церквей недолог, они быстро пришли в негодность. И вот, в 1772 году вместо старых деревянных церквей была построена новая каменная церковь во имя Живоначальной Троицы, которая сохранилась до наших дней. Церковь состоит из 2-х частей: храм с двумя алтарными апсидами и трапезная. Здание построено по принципу «два осмерика на четверике», с одной главой, четырехгранная, шейка, на луковичной главке крест железный позолоченный, глава железная, покрашенная зелёной краской, двухэтажная: внизу – тёплый (отапливался) этаж с приделом во имя Великомученицы Екатерины, вверху – холодный (не отапливался) этаж с приделом во имя Живоначальной Троицы.
Иконостас на 2-м холодном этаже во имя Живоначальной Троицы был очень красивый и роскошный: резной, позолоченный, имел 6 ярусов (ставов), Царские врата резные, золочёные. Иконостас на 1-м тёплом этаже во имя Святой Великомученицы Екатерины был также резной, столярной работы, позолоченный, раскрашен красками, состоял из 3-х ярусов, Царские врата простые. Все иконы в иконостасах имели серебряные венцы, гривны серебряные позолоченные, на некоторых иконах ризы были вышиты серебром и золотом.
Надо отметить, что в 1784-1786-е годы на Вожемском погосте стояла ещё и деревянная церковь во имя Ильи Пророка. Судьба её не известна.
При церквях Вожемского Троицкого прихода была построена и каменная отдельно стоящая колокольня. Она состоит из 3-х частей, как бы поставленных друг на друга, «восьмерик на двух четвериках». Колокольню украшает длинный и тонкий шпиль с железным крестом, благодаря которому колокольня выглядит довольно высокой. На ней было 6 колоколов: 1-й – 56 пудов 20 фунтов, 2-й – 29 пудов 31 фунт, 3-й – 15 пудов. 4-й – 3 пуда, 5-й – 2 пуда 20 фунтов, 6-й – 2 пуда. В 1866 году каменная колокольня имела наклон на запад. Немного позднее колокольня была соединена с Троицкой церковью деревянной галереей и полукруглой лестницей-аркой, которая вела на 2-й этаж.
Вокруг Вожемских церквей и колокольни стояла деревянная ограда. В 1890 году Вожемская Троицкая церковь была отремонтирована («поновлена») и вновь освящена. Необходимо отметить, что к Вожемской Троицкой церкви была приписана Цилибская Христорождественская церковь, в которой службы проводились по недельно.

Очень интересен внешний вид и архитектурные особенности Вожемской Троицкой церкви. 1-й этаж здания по карнизу украшен декоративным поясом с зубчиками, который охватывает всё здание по периметру. Все стеклянные прямоугольные окна церкви в верхней части украшены сандриками в виде прямоугольных выступов. Особую красоту Вожемскому храму и неповторимость придают восьмигранные окна, расположенные на 2-м этаже. Две алтарные апсиды пятистенные и имеют окна с железными решётками. Апсиды украшены луковичными главками с железными крестами.

В Вожемской Троицкой церкви находилась местная святыня – икона Ветхозаветной Зырянской Троицы с зырянской (пермской) надписью, написанная, по преданию, самим Святым Стефаном Великопермским в XIV веке. Эта икона в 1795 году, по указу Вологодского и Устюжского епископа Арсения, была отослана Яренским протоиереем Андреем Андреевым в Вологодский Софийский Кафедральный собор, где была размещена на правой стороне. Вологодский Епископ Арсений «…сам поплыл к иконе…уговорил вычегодцев отдать бесценную редкость во Владычную ризницу, довольствуясь на Вычегде списком (копией) с творения Святителя земли Пермской…» Вожемская икона почиталась, как чудотворная. По старинному преданию, она три раза была «уносима» именитыми людьми Осколковыми в их приходскую Цилибскую Христорождественскую церковь, но Святой Образ «невидимо являлся опять в Вожему…» [10] Взамен этой иконы для Вожемской Троицкой церкви была изготовлена точная копия (список), которая была поставлена на 2-м холодном этаже. С 1894 года Вожемская реликвия находилась в Вологодском Воскресенском Кафедральном соборе в трапезной, где находилась до 1928 года. Затем Чудотворная Вожемская икона была передана в Вологодский музей, а с 1985 года икона находится в экспозиции древнерусского искусства художественного отдела ВГИАХМЗ (Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). [10]
Надо отметить, что в Вожемской Троицкой церкви находилась ещё одна почитаемая икона, написанная, предположительно, так же Стефаном Великопермским – «Сошествие Святого Духа» с надписью «пермскими письменами» 4-х стихов 2-й главы Деяний Апостолов. [10] Судьба этой иконы не известна.

При Вожемской Троицкой церкви функционировала церковно-приходская школа, открытая 1 ноября 1884 года. На 1902 год: Законоучитель – священник Константин Субботин, учительница – Лидия Иьинична Субботина, обучалось в школе – 46 человек. После революции школа именовалась «советская».
Надо заметить, что Вожемский Троицкий приход был довольно большой. Так, количество прихожан и деревень Вожемского Троицкого прихода (на 1902 год): в селе Вожем – 159 человек, в деревнях: Базлук (в 2-х км. от Вожема) – 131 человек; Погостской (в 1 км.) – 7 человек; Лукинской (в 2-х км) – 68 человек; Ивановской (в 2-х км) – 21 человек; Борисовской (в 3-х км) – 17 человек; Софроновской (в 5 км) – 29 человек; Курчимской (в 2-х км) – 102 человека; Устьпасте (в 6 км. за рекой Вычегдой) – 46 человек. Итого – 580 человек.

Много лет служили при Вожемской Троицкой церкви священники: Родионов Пётр (1640-е годы), Попов Иоанн Дмитриевич (1797-1827-е годы), Георгиевский Георгий Михайлович (1841-1851-е годы), Худяев Иоанн Николаевич (1867-1874-е годы), Субботин Константин Иоаннович (1882-1917-е годы; 11 сентября 1930 года арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», как участник «контрреволюционной группировки церковников», 27 декабря 1930 года постановлением тройки ПП ОГПУ приговорён к расстрелу, 28 февраля 1931 года – расстрелян, 1 марта 1989 года – реабилитирован посмертно [3]).

Какие важные события происходили в Вожемском Троицком приходе? Чем и как жили прихожане? О некоторых событиях может поведать Церковная летопись Цилибской Христорождественской церкви за 1868-1913-е годы:
В 1875-1876-е годы в приходе была болезнь оспа. 1 ноября 1884 года в Вожемском Троицком приходе состоялось открытие церковно-приходской школы, учащихся: 8 мальчиков и 1 девочка.
22 октября 1894 года на имя Яренского Исправника пришла телеграмма от Начальника Вологодской губернии, извещавшая о кончине императора Александра III. «Вследствие сей телеграммы, в тот же день была отслужена при Вожемской церкви, при необыкновенном стечении народа, панихида по почившему Императору Александру III, и весь народ слёзно молился о упокоении души Великого Царя и Миротворца».
26 апреля 1896 года при Вожемской Троицкой церкви было торжественно отпраздновано 500-летие со времени блаженной кончины Святого Стефана Великопермского, просветителя нашего края. «После обедни был отправлен водосвятный молебен Святителю с чтением Акафиста, после этого был совершён Крестный ход с иконою Стефана в здание церковно-приходской школы, где был совершён молебен и освящена трапеза, приготовленная старанием местного священника и боголюбивыми прихожанами. Во время трапезы было прочитано краткое житие Святителя. Вкушающих от трапезы было свыше 100 человек. Остатки от приношений к столу были розданы более бедным прихожанам…»
29 мая 1896 года Антоний, Епископ Великоустюжский, обозревая приходы и церкви Яренского уезда, удостоил своим вниманием осмотреть церкви Вожемского и Цилибского приходов. «Владыка прибыл из села Лена в 6 часов вечера в село Вожем. Тут он был встречен на берегу реки Вычегды многочисленною толпою прихожан в лучших праздничных одеждах. С берега до храма Владыка проехал в лёгком тарантасе, запряженном в 1 лошадь. Встреча Владыки местным причтом во главе священника Константина Субботина состоялась в храме Святой Троицы. В это время в храме находились и дети местной церковно-приходской школы…На клиросе пел хор певчих в числе 10 человек. После краткого молебствия Преосвященный прошествовал в алтарь, где произвёл полную ревизию…После этого Владыка стал испытывать (экзаменовать-автор) учеников школы, были спрошены ученики по краткому катехизису и по объяснению молитв, с прочтением их…Все спрошенные дети отвечали разумно…Своим благоговением и вниманием Преосвященный Антоний произвёл на всех отрадное неизгладимое впечатление…»
В 1900 году в Вожемской Троицкой церкви состоялось устройство новой трапезной арки в нижнем тёплом этаже во имя Великомученицы Екатерины, работа была произведена уездным мастером Александром Кашлыковым за 365 рублей, а бывший трапезный иконостас был перенесён в холодный верхний этаж во имя Живоначальной Троицы и был поставлен в алтарь на горнее место.
В 1908 году в верхнем холодном этаже Вожемской Троицкой церкви было завершено устройство нового иконостаса (кроме написания икон) уездным мастером Александром Осиповичем Кашлыковым за 1500 рублей.
В 1909 году для нового иконостаса Вожемской Троицкой церкви в верхнем холодном храме были написаны новые иконы иконописцем Иваном Васильевичем Калиновским за 400 рублей, которые были пожертвованы прихожанами и частными благотворителями из соседних приходов. Летом этого же года Вожемская церковь с наружной стороны была побелена известью каменщиком из города Котласа Андреем Ефремовичем Потаповым за 120 рублей.

После Октябрьской революции 1917 года наступила советская власть. Многие церкви были закрыты, священники изгнаны, с храмов сбрасывались кресты и колокола, изымались церковные ценности (иконы, книги, утварь, облачения), при некоторых церквях были организованы Общины верующих…
В 1923 году в Вожемском Троицком приходе была организована Вожемская Православная приходская Община верующих и приходской Совет, которые занимались вопросами содержания и ремонта Вожемской Троицкой церкви, и наймом церковного причта (штата). Так, в 1926 году священником состоял Добряков Евгений Евгеньевич, псаломщиком – Жданов В. В., за исполнение церковных служб и различных треб они получали жалованье в размере 300 рублей в год на двоих. Средства на содержание причта и церкви собирались со всего прихода по 4 копейки с верующего. Неплательщики и должники выгонялись из Общины верующих, их не допускали к исполнению треб.
В 1926 году членами приходского Совета Вожемской Общины верующих состояли: Трапезников Николай Алексеевич (село Вожем), Ивакин Иван Григорьевич, Жданов Илья Федорович (деревня Базлук), Суранов Николай Михайлович, Шалаев Василий Иванович (д. Голяниновка), Тарасов Семён Иванович (д. Лукинская), Мясников Василий Иванович (д. Ивановская). Председателем приходского Совета был избран Ивакин Иван Григорьевич. [5]
В 1930-1931-е годы Вожемская Троицкая церковь была закрыта, прекратила своё существование и Община верующих. Вожемский храм опустел…
Прошли года, десятилетия…Но всё же Вожемская Троицкая церковь стоит, излучая своими куполами свет православия…

Пока красуются по берегам Вычегды наши белокаменные храмы, пусть уже и разрушающиеся от времени, в сердцах людей будет гореть огонёк надежды, веры и любви, ведь глядя на них, появляется смутное ощущение присутствия чего-то непостижимо высокого и прекрасного, возникает чувство защищённости от бед и опасностей, и мы мысленно просим о помощи и защите…

Источники:
1) Документы по истории народа Коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII века. // Сыктывкар, 1985.
2) Н. П. Воскобойникова. История церковного строительства на территории Ленского района Архангельской области (Яренского уезда) в XIV-XX-х веках. // Сыктывкар, 2000 г.
3) Клировые ведомости Вожемской Троицкой церкви за 1919 год. //ЯКМ 2014. Фонд № 1. Дело № 131.
4) Клировые ведомости Вожемской Троицкой церкви за 1923 год. // ЯКМ 2015. Фонд № 1. Дело № 132.
5) Клировые ведомости Вожемской Троицкой церкви за 1902 год. // ЯКМ 2013. Дело № 130. Фонд № 1.
6) Опись Вожемской Троицкой церкви за 1867 год. // ЯКМ Дело № 126. Фонд № 1.
7) За веру Христову. Духовенство, монашествующие и миряне Русской Православной Церкви, репрессированные в Северном крае (1918-1951). // Архангельск. 2006.
8) Летопись Цилибской Христорождественской церкви за 1868-1913-е годы. // ЯКМ 1925. Фонд №1. Дело № 311.
9) Протокол общего собрания Вожемской Православной приходской Общины верующих от 7 апреля 1926 года. // ЯКМ 2124/3. Дело № 128.
10) Виноградова Е. А. К истории иконы Святой Троицы Зырянской в Вологде. //Журнал «Вестник церковной истории». 2007 год.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?