Одним из способов заботы о нуждающихся в дореволюционной России стало основание богаделен. Что это за учреждения? Как гласит словарь Брокгауза и Ефрона, «богадельня – это богоудное заведение для призрения (попечения - прим.) лиц почему-то ни было неспособных к труду» [1]. Такое заведение было и в Яренске.
В некоторых справочниках и статьях утверждается, что богадельня в нашем населённом пункте появилась в 1809 г. [2]. Но это дата не совсем верна. Наличие богадельни на плане Яренска XVIII века [3] показывает, что возникла она не позднее 1780 г.
Но и эта дата – 1809 г., тоже появилась не случайно. В этот год у богадельни появился новый источник финансирования: купец Андрей Лукич Новосёлов пожертвовал 1000 р. с условием, чтобы богадельня содержалась на проценты с этой суммы, а сам капитал находился бы в неприкосновенности. Кроме того, Андрей Лукич завещал богадельне и своё большое недвижимое имение (земли, пожни, скот и т.д.), которое перешло учреждению после его смерти в 1819 г. Как позже указывалось в одном из документов, такого богатого пожертвования на содержание богадельни «хватает даже с избытком» [4]. Поэтому позднее богадельню называли Новосёловской.
Полученное обширное хозяйство нуждалось в грамотном управлении. Но оно не всегда было надлежащим, и к 1847 г. хозяйство пришло в запустение. Виновных в этом наказали. Так, например, за различные злоупотребления в управлении имением богадельни был снять с должности земский исправник Афанасий Василенко, автор довольно интересного описания Яренска [5, 6]. Членам Яренского сиротского суда, в чьём ведении тогда находилась богадельня, пришлось выставить на продажу своё недвижимое имущество, чтобы компенсировать потери.
В 1870 г. богадельня перешла под управление яренского земства. Спустя год появился свод правил, регулирующих жизнь богадельни. Люди, нашедшие приют в этом учреждении, должны были жить в «трезвости, тишине и миролюбии». Алкоголь и увеселения, беспокоящие других, запрещались. Выходить куда-либо, кроме церкви, «без ведома и особенной нужды» тоже не разрешалось. Призреваемые могли взять отпуск, получив позволение земской управы. Вне стен богадельни они должны были вести себя прилично, не пьянствовать и не просить милостыню.
Обитателем богадельни разрешалось занятие рукоделием и продажа изготовленных ими предметов. При этом, заведующему предписывалось «не терять время в праздности, если здоровье, силы и умение позволяют посильно работать». Не могущим работать дозволялось чтение религиозных книг. С десяти часов утра до двух часов дня дозволялся вход посетителей.
В обычные дни обед выдавали в 11 часов утра, в праздники и по воскресеньям – после обедни. Ужинали в 7 часов вечера. Пищу правила обязывали принимать за общим столом, а до и после приёма пищи – читать молитвы [7].
Число людей, принятых в богадельню, было сравнительно небольшим, но постепенно росло. В 1880 г. в Яренской богадельне содержалось 14 человек, на которых в день тратилось 18 копеек [8]. Эти люди не всегда получали должный уход. В 1884 проверяющие нашли богадельню в неудовлетворительном состоянии, «как по отношению к пище и одежде призреваемых, так и в отношении чистоты и опрятности помещения» [9].
Но с течением времени учреждение развивалось. Улучшалось и её богатое имение. В нем насчитывалось два основных пункта – Чираловка и Казлук. Кроме них, была усадьба Тентюковская и различные пожни. В этих пунктах занимались сельским хозяйством и скотоводством. С 1912 г. для заведывания имением богадельни приглашен агроном, земство решило приступить к организации в имении опытного хозяйства. Выращивали рожь, ячмень, овес. Из скота числилось 41 корова, 10 телок, 6 телят, 15 быков, 3 бычка, 25 лошадей, 18 жеребят, 16 свиней и 7 коз [10]. Держали и кур. Продажа пожен, продуктов скотоводства и сельского хозяйства приносили богадельне относительно высокие доходы. В 1915 г. они составили 4912 р. 35 к. А всего за этот год доход богадельни равнялся 5703 р. 85 к [11].
Воспоминания о имении богадельни оставил учитель Николай Иванович Чукичев (1889 - 1970 гг.). Любопытно отметить - в своих мемуарах он утверждал, что ранее Чираловка и Казлук принадлежали некоему Лукичу. Николай Иванович писал: «Кто был такой Лукич сказать не могу, хотя до революции и в Яренске, и в окрестных деревнях фамилия эта звучала очень часто». В этих строках отражена смутная память о благотворителе богадельни купце Андрее Лукиче Новосёлове, сохранившаяся спустя почти сто лет после его смерти. В Чираловке Николаю Ивановичу запомнился большой дом с галереей во всю его ширину, дом для рабочих, амбары, скотный двор, большие конюшни и другие постройки. Писал он и о относительно продвинутых для местных крестьян орудиях труда: сепараторе, пароконном плуге «Сакка», конной молотилке и специальной зерносушилке. Из животных упоминается холмогорский бык (быков и коров такой породы закупало яренское земство), к которому крестьяне водили коров на случку, петух с золотыми перьями, служивший для разведения породистых кур. Зимой скот из Казлука перегоняли по замёрзшей реке в Чираловку.
«Мы, лантышские ребята, выбегали к дороге, чтобы посмотреть невиданное зрелище: табун красивых породистых лошадей и стадо быков». Быки шли на мясо, лошадей продавали крестьянам. Но эти лошади обладали крутым нравом.
«Потому в деревнях про женщин, упитанных и с капризным характером, говорили: «Они как лукичевская кобыла» - отмечал Николай Иванович [12].
К началу 1916 г. в богадельне числилось 20 человек. К тому моменту самой старой из призреваемых исполнилось 96 лет [13]. Некоторое время богадельня существовала и после Октябрьской революции. Смена власти и шедшая в то время Гражданская война не могли не сказаться на её состоянии. В 1918 г. имение богадельни перешло в ведение новых органов власти.
Обитатели богадельни жили впроголодь. На это обратили внимание на VII Съезде Советов Яренского уезда в 1919 г.: «На 33 человека варят всего 5 фунтов (2 кг - прим.) рябчиков без всякой приправы и в результате получается горькая вода, 5,75 фунтов (2,35 кг) пшеничной крупы на кашу, но получается не каша, а очень жидкая похлебка и две кринки воды в день» [14].
Яренская богадельня играла большую роль в деле обеспечения заботы о нищих. Всю свою долгую историю она служила пристанищем для обездоленных и потерявших средства к существованию людей.
Источники и литература:
[1]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том IV. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона). С. 141
[2]. См. напр..: Сурков Н. И. Из истории Яренской уездной земской богадельни // Материальная и духовная культура населения Европейского Севера России в XIX-XX веках. Ч. 2. С. 97-100
[3]. План Яренска XVIII века // Группа Яренского краеведческого музея в социальной сети «ВКонтакте». URL.: https://vk.com/yarensk_museum?w=wall-138644835_2060
[4]. ГААО. Ф. 685. Оп. 1. Д. 142
[5]. Сенатские ведомости.1853 г. 9 июня. № 46
[6]. Из жизни Яренска в первой половине XIX в. //Группа Яренского краеведческого музея в социальной сети «ВКонтакте». URL.: https://vk.com/yarensk_museum?w=wall-138644835_1521
[7]. Сборник постановлений Яренского уездного земского собрания за 1869-1901 гг. Вологда: Типография губернского правления. С. 641-651
[8]. Обзор Вологодской губернии за 1880 г. Вологда: тип. Губ. Правления, 1881. С. 25-26
[9]. Обзор Вологодской губернии за 1884 г. . Вологда: тип. Губ. Правления, 1885. С. 42
[10].Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1913 г. с приложением докладов к ним. Вологда: Типография губернского правления. 1914 г. С.635-642
[11]. Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1916 г с приложением докладов к ним. Яренск: Типография Яренского уездного земства, 1917 г. С. 721
[12].Еренский городок: краеведческий альманах. Яренск, 1999. Вып. 1. С. 55-58
[13].Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1916 г с приложением докладов к ним. Яренск: Типография Яренского уездного земства, 1917 г. С. 727
[14]. Журналы заседаний VII Съезда Советов Яренского уезда Северо-Двинской губернии с приложением докладов к ним. Яренск: Типография уездного Совета. С. 67