Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


История яренской богадельни и забота о нуждающихся в ней

Опубликовано 16.12.2022

Одним из способов заботы о нуждающихся в дореволюционной России стало основание богаделен. Что это за учреждения? Как гласит словарь Брокгауза и Ефрона, «богадельня – это богоудное заведение для призрения (попечения - прим.) лиц почему-то ни было неспособных к труду» [1]. Такое заведение было и в Яренске. 

В 1908 г. напротив земской управы (совр. библиотеки) построено новое двухэтажное здание богадельни. На фотографии оно четвёртое, если начинать отсчёт справа. О судьбе здания писал В. А. Лукошников: «В нем до 1921 г. вверху была богадельня, а в нижнем этаже в 1916 г. установлена первая в Яренске земская типография и переплётная мастерская. В середине 1920-х годов вверху размещался детский сад, а с 1935 г. и до начала 1980-х был интернат ЯСШ. Затем дом оборудовали под квартиры. Снесли в 2000 г.» (Лукошников В. А. Улицы Яренска. Архангельск, 2005. С. 8).В 1908 г. напротив земской управы (совр. библиотеки) построено новое двухэтажное здание богадельни. На фотографии оно четвёртое, если начинать отсчёт справа. О судьбе здания писал В. А. Лукошников: «В нем до 1921 г. вверху была богадельня, а в нижнем этаже в 1916 г. установлена первая в Яренске земская типография и переплётная мастерская. В середине 1920-х годов вверху размещался детский сад, а с 1935 г. и до начала 1980-х был интернат ЯСШ. Затем дом оборудовали под квартиры. Снесли в 2000 г.» (Лукошников В. А. Улицы Яренска. Архангельск, 2005. С. 8).В некоторых справочниках и статьях утверждается, что богадельня в нашем населённом пункте появилась в 1809 г. [2]. Но это дата не совсем верна. Наличие богадельни на плане Яренска XVIII века [3] показывает, что возникла она не позднее 1780 г.
Но и эта дата – 1809 г., тоже появилась не случайно. В этот год у богадельни появился новый источник финансирования: купец Андрей Лукич Новосёлов пожертвовал 1000 р. с условием, чтобы богадельня содержалась на проценты с этой суммы, а сам капитал находился бы в неприкосновенности. Кроме того, Андрей Лукич завещал богадельне и своё большое недвижимое имение (земли, пожни, скот и т.д.), которое перешло учреждению после его смерти в 1819 г. Как позже указывалось в одном из документов, такого богатого пожертвования на содержание богадельни «хватает даже с избытком» [4]. Поэтому позднее богадельню называли Новосёловской.
Полученное обширное хозяйство нуждалось в грамотном управлении. Но оно не всегда было надлежащим, и к 1847 г. хозяйство пришло в запустение. Виновных в этом наказали. Так, например, за различные злоупотребления в управлении имением богадельни был снять с должности земский исправник Афанасий Василенко, автор довольно интересного описания Яренска [5, 6]. Членам Яренского сиротского суда, в чьём ведении тогда находилась богадельня, пришлось выставить на продажу своё недвижимое имущество, чтобы компенсировать потери.
В 1870 г. богадельня перешла под управление яренского земства. Спустя год появился свод правил, регулирующих жизнь богадельни. Люди, нашедшие приют в этом учреждении, должны были жить в «трезвости, тишине и миролюбии». Алкоголь и увеселения, беспокоящие других, запрещались. Выходить куда-либо, кроме церкви, «без ведома и особенной нужды» тоже не разрешалось. Призреваемые могли взять отпуск, получив позволение земской управы. Вне стен богадельни они должны были вести себя прилично, не пьянствовать и не просить милостыню.
Обитателем богадельни разрешалось занятие рукоделием и продажа изготовленных ими предметов. При этом, заведующему предписывалось «не терять время в праздности, если здоровье, силы и умение позволяют посильно работать». Не могущим работать дозволялось чтение религиозных книг. С десяти часов утра до двух часов дня дозволялся вход посетителей.
В обычные дни обед выдавали в 11 часов утра, в праздники и по воскресеньям – после обедни. Ужинали в 7 часов вечера. Пищу правила обязывали принимать за общим столом, а до и после приёма пищи – читать молитвы [7].
Число людей, принятых в богадельню, было сравнительно небольшим, но постепенно росло. В 1880 г. в Яренской богадельне содержалось 14 человек, на которых в день тратилось 18 копеек [8]. Эти люди не всегда получали должный уход. В 1884 проверяющие нашли богадельню в неудовлетворительном состоянии, «как по отношению к пище и одежде призреваемых, так и в отношении чистоты и опрятности помещения» [9].
Но с течением времени учреждение развивалось. Улучшалось и её богатое имение. В нем насчитывалось два основных пункта – Чираловка и Казлук. Кроме них, была усадьба Тентюковская и различные пожни. В этих пунктах занимались сельским хозяйством и скотоводством. С 1912 г. для заведывания имением богадельни приглашен агроном, земство решило приступить к организации в имении опытного хозяйства. Выращивали рожь, ячмень, овес. Из скота числилось 41 корова, 10 телок, 6 телят, 15 быков, 3 бычка, 25 лошадей, 18 жеребят, 16 свиней и 7 коз [10]. Держали и кур. Продажа пожен, продуктов скотоводства и сельского хозяйства приносили богадельне относительно высокие доходы. В 1915 г. они составили 4912 р. 35 к. А всего за этот год доход богадельни равнялся 5703 р. 85 к [11].
Воспоминания о имении богадельни оставил учитель Николай Иванович Чукичев (1889 - 1970 гг.). Любопытно отметить - в своих мемуарах он утверждал, что ранее Чираловка и Казлук принадлежали некоему Лукичу. Николай Иванович писал: «Кто был такой Лукич сказать не могу, хотя до революции и в Яренске, и в окрестных деревнях фамилия эта звучала очень часто». В этих строках отражена смутная память о благотворителе богадельни купце Андрее Лукиче Новосёлове, сохранившаяся спустя почти сто лет после его смерти. В Чираловке Николаю Ивановичу запомнился большой дом с галереей во всю его ширину, дом для рабочих, амбары, скотный двор, большие конюшни и другие постройки. Писал он и о относительно продвинутых для местных крестьян орудиях труда: сепараторе, пароконном плуге «Сакка», конной молотилке и специальной зерносушилке. Из животных упоминается холмогорский бык (быков и коров такой породы закупало яренское земство), к которому крестьяне водили коров на случку, петух с золотыми перьями, служивший для разведения породистых кур. Зимой скот из Казлука перегоняли по замёрзшей реке в Чираловку.
«Мы, лантышские ребята, выбегали к дороге, чтобы посмотреть невиданное зрелище: табун красивых породистых лошадей и стадо быков». Быки шли на мясо, лошадей продавали крестьянам. Но эти лошади обладали крутым нравом.
«Потому в деревнях про женщин, упитанных и с капризным характером, говорили: «Они как лукичевская кобыла» - отмечал Николай Иванович [12].
К началу 1916 г. в богадельне числилось 20 человек. К тому моменту самой старой из призреваемых исполнилось 96 лет [13]. Некоторое время богадельня существовала и после Октябрьской революции. Смена власти и шедшая в то время Гражданская война не могли не сказаться на её состоянии. В 1918 г. имение богадельни перешло в ведение новых органов власти.
Обитатели богадельни жили впроголодь. На это обратили внимание на VII Съезде Советов Яренского уезда в 1919 г.: «На 33 человека варят всего 5 фунтов (2 кг - прим.) рябчиков без всякой приправы и в результате получается горькая вода, 5,75 фунтов (2,35 кг) пшеничной крупы на кашу, но получается не каша, а очень жидкая похлебка и две кринки воды в день» [14].
Яренская богадельня играла большую роль в деле обеспечения заботы о нищих. Всю свою долгую историю она служила пристанищем для обездоленных и потерявших средства к существованию людей.




Источники и литература:

[1]. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Том IV. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона). С. 141
[2]. См. напр..: Сурков Н. И. Из истории Яренской уездной земской богадельни // Материальная и духовная культура населения Европейского Севера России в XIX-XX веках. Ч. 2. С. 97-100
[3]. План Яренска XVIII века // Группа Яренского краеведческого музея в социальной сети «ВКонтакте». URL.: https://vk.com/yarensk_museum?w=wall-138644835_2060
[4]. ГААО. Ф. 685. Оп. 1. Д. 142
[5]. Сенатские ведомости.1853 г. 9 июня. № 46
[6]. Из жизни Яренска в первой половине XIX в. //Группа Яренского краеведческого музея в социальной сети «ВКонтакте». URL.: https://vk.com/yarensk_museum?w=wall-138644835_1521
[7]. Сборник постановлений Яренского уездного земского собрания за 1869-1901 гг. Вологда: Типография губернского правления. С. 641-651
[8]. Обзор Вологодской губернии за 1880 г. Вологда: тип. Губ. Правления, 1881. С. 25-26
[9]. Обзор Вологодской губернии за 1884 г. . Вологда: тип. Губ. Правления, 1885. С. 42
[10].Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1913 г. с приложением докладов к ним. Вологда: Типография губернского правления. 1914 г. С.635-642
[11]. Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1916 г с приложением докладов к ним. Яренск: Типография Яренского уездного земства, 1917 г. С. 721
[12].Еренский городок: краеведческий альманах. Яренск, 1999. Вып. 1. С. 55-58
[13].Журналы чрезвычайных и очередного Яренского уездного земского собрания сессии 1916 г с приложением докладов к ним. Яренск: Типография Яренского уездного земства, 1917 г. С. 727
[14]. Журналы заседаний VII Съезда Советов Яренского уезда Северо-Двинской губернии с приложением докладов к ним. Яренск: Типография уездного Совета. С. 67

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?