Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Реликвии возвращаются к жизни

Опубликовано 30.07.2022

В течение 10 дней, с 20 по 29 июля, в Яренском краеведческом музее художником-реставратором темперной станковой живописи Ириной Владимировной Светоносовой проводились работы по консервации икон XVIII – нач. XX вв. и уникальной деревянной скульптуры XVIII века.

Ирина Владимировна укрепляет красочный слой иконыИрина Владимировна укрепляет красочный слой иконыИрина Владимировна - живописец, реставратор, график. Родилась в г. Архангельске. После образовательной и художественной школ получила художественно-реставрационное образование в Суздале. В настоящее время работает в Архангельском государственном музее деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». С 1990 года участник областных, всероссийских и международных выставок. Представляла пейзажи, натюрморты и портреты, используя в основном холст, масло. В 2010 году стала членом Союза художников России. Работы Ирины имеются в частных собраниях России, Германии, Греции, Прибалтики.
В фондах Яренского краеведческого музея хранится более ста икон XVII – нач. XX вв. Среди них редкие образы северных святых: святитель Стефан Пермский и его последователи, усть-вымские святители - Герасим, Питирим и Иона; преподобные Зосима и Савватий Соловецкие; Святые Прокопий и Иоанн Устюжские Чудотворцы. Несколько предметов древнерусской живописи датируются XVII веком. Огромную ценность представляют подписные произведения Яренского иконописца Ивана Дьякова, работавшего в 1-ой трети XVIII века. К уникальным предметам из музейного собрания относится коллекция северной деревянной храмовой скульптуры XVIII века («Спас в темнице», фигуры ангелов и Богоматери), тощая свеча 1664 г., крест запрестольный с накладным распятием кон. XVII – нач. XVIII вв. Некоторые предметы живописи со временем загрязняются, на их поверхности образуются вздутия и осыпи красочного слоя, что может привести к разрушению. Для этого необходима консервация с последующей реставрацией.
Консервация предметов производится с целью предотвращения разрушения, продления жизни произведений темперной живописи. Чтобы представить процесс консервации, нужно знать, как устроена икона. Икона - многослойное произведение искусства: состоит из деревянной основы, паволоки - льняной или хлопчатобумажной ткани, левкаса, и изображения нанесенного темперными (желтковая темпера на натуральных пигментах) или масляными красками.
Перед началом работ Ириной Владимировной был проведен осмотр икон и скульптуры с целью выявления изменения состояния сохранности. Поверхность некоторых произведений имела загрязнения, очаги плесени, вздутия, осыпи и утраты красочного слоя. К загрязнениям относится пыль, в которой присутствуют мельчайшие частицы песка, почвы и других органических и неорганических частиц. Попадая на поверхность иконы, пыль оседает и под воздействием влаги прочно прикрепляется, постепенно покрывая все изображение. Изображение теряет яркость. После осмотра реставратором были выполнены следующие мероприятия: 1. Удаление значительных поверхностных загрязнений. 2. Проведение дезинфекции всей поверхности музейного предмета (от плесени и жука). 3. Укрепление паволоки, левкаса и красочного слоя на аварийных участках предметов. 4. Восстановление реставрационных тонировок в местах утраты красочного слоя. Итогом работы стала консервация 20 икон, 8 скульптур и запрестольного креста, что остановило процесс их разрушения на долгие годы.
Работа реставратора— это особенный мир, который чаще всего скрыт от посторонних глаз. На представленных ниже фото можно увидеть, как уникальные старинные предметы продлевают свою жизнь.
 

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?