Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Рубрика "Экспонат рассказывает"

Опубликовано 23.04.2022

                               ЧЕТЫРЕХСТВОРЧАТЫЙ СКЛАДЕНЬ «ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ»


Среди памятников русской медной пластики выделяются складни о четырех створах, на которых развернуты сюжеты христианских праздников и сцены поклонения чудотворным иконам Богоматери. Складни этого типа пользовались необычайной популярностью в народной среде. Их бытование на протяжении XVIII–XX вв. известно практически на всей территории России.

«Складни, створки, складная икона, писаная на досках, либо медная, серебряная, литая. Складни тельные, носимые с крестом на… цепочке, на шее, они же наперсные; складни ставные… большие, ставимые в передний, святой красный кут (угол)». Такое определение слова «складень» было дано Владимиром Далем в Толковом словаре. Первые складни были небольшими, трёхстворчатыми для нательного ношения, с более узкими боковыми створками, чем средник и закрывались встык. В первой половине XVIII века появился новый тип складня — четырёхстворчатый или «большие створы». В отличие от малых путных складней, которые были индивидуальными (их брали с собой в дорогу, на богомолье или в военный поход), многостворчатый меднолитой складень служил прообразом большого иконостаса и часто использовался как алтарь домовой церкви.

Складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства, связанное с религиозной культурой старообрядцев. Из-за жестокого преследования староверов государственной властью, те не имели возможности открыто строить свои храмы и монастыри. Литые металлические иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования, чем большая храмовая утварь. Поэтому, именно в согласиях старообрядцев-беспоповцев после церковного раскола XVII века происходит подъем медного литья.
В полном четырехстворчатом составе праздничный складень сегодня встречается редко, в музейных и частных коллекциях чаще хранятся его отдельные фрагменты. Это связано с тем, что, когда умирал последний хранитель семейного иконостаса, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью.
Экспонат из фонда ЯКМ отлит из медного сплава, имеет размеры в сложенном виде: 15х9,5х1,5 см. В развёрнутом виде состоит из четырёх прямоугольных створок, соединённых петлями. В верхней части створки украшены килевидными завершениями - кокошниками. Содержит следы голубой и синей эмали, заполняющей пространство между контурами рисунка. Крайние боковые створы собираются в первую очередь, складываясь внутрь, потом складень закрывается подобно книге. Оборотная сторона складня украшена орнаментом и имеет изображение Голгофского креста.
На створках в каноничном порядке нанесены изображения двенадцати иконографических композиций из Евангелия – больших православных праздников.
На первой створе изображены Распятие Христово (в кокошнике), Благовещение, Рождество Христово, Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм. Вторая створа содержит сюжеты Троицы Новозаветной (в кокошнике), Сретения Господня, Богоявления (Крещения), Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Каждое изображение снабжено клеймами-надписями с названиями двунадесятых праздников православного календаря. На третьей створе изображены Воздвижение Креста Господня (в кокошнике), Воскресение Христово (Сошествие во ад), Вознесение Господне, Живоначальная Троица и Успение Богородицы. Сюжеты четвёртой створы: образ Похвалы Пресвятой Богородицы (в кокошнике) и сюжеты обретения четырех чудотворных икон, наиболее почитавшихся в Русской Церкви в дониконовское время: Смоленской, Владимирской и Тихвинской иконы Божией Матери и образ Божией Матери Знамение.
Четырехстворчатые складни «Двунадесятые праздники» начали изготавливать в первой половине XVIII века в старообрядческой общине Выговской литейной мастерской в Поморье. Выгорецкая обитель — крупный старообрядческий беспоповский центр Поморского согласия, созданный в 1694 году на Русском Севере на территории Обонежской пятины (Олонецкий уезд). По данным, приводимым И.Филипповым, медню в монастыре построили в 1719 году, и уже в первой трети XVIII века здесь полностью оформилось производство крестов, складней, икон. Уровень технологии Выговского литья был очень высоким и считался образцом для мастеров других регионов. Именно в этом центре створы стали делать с петлями, плотно пригнанными друг к другу, в которые вставлялись штыри. Выговские изделия расходились по всей России, они бытовали не только у беспоповцев, но и у старообрядцев других согласий и даже у представителей официальной церкви. Меднолитейные мастерские были устроены в малодоступных скитах пустыни и окрестных селах. Они не переставали работать и после разорения обители. Во второй половине XIX — начале ХХ столетий произошел расцвет старообрядческого литья в Москве, Поволжье, на Урале и в Сибири.
Трудно сказать, в каком точно центре отлит складень из фондов музея. Точно определить это смогут только специалисты по медному литью. Несомненно, одно, складень «Двунадесятые праздники» – настоящее произведение церковного искусства кон. XVIII – нач. XIX вв.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?