Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


ЭТО БЫЛО... 638 лет назад

Опубликовано 15.04.2022

                                              На Яренском городке монастырь Архангельский…

Первое письменное упоминание о Еренском (Яренском) городке относится к 1384 году в Вычегодско-Вымской летописи, составленной двумя летописцами Мисаилом и Евтихием. Летописный свод начал составлять Мисаил, настоятель Михаило-Архангельского монастыря в Усть-Выми, в конце XVI века, после его смерти составление летописи продолжил Евтихий, настоятель Благовещенской церкви в Усть-Выми.

События, описанные в Вычегодско-Вымской летописи, охватывают период с конца XII до начала XVII века.
Выписка из этой летописи о Яренске (Еренске):
«…Лета 6892 (1384 года-автор) приде Стефан от Москвы благословением митрополита и жалованием Князя Великого Дмитрия Ивановича и бояр его почал строити святые церкви и монастыри…на Вотче и на Еренском горотке, поставил игумены, и попы, и дьяконы в оных…» [1].
Из летописи следует, что в 1384 году Святой Стефан Великопермский начал строить в Яренском городке монастырь. В монастыре он поставил настоятеля (игумена), священника и диакона. При монастыре, видимо, было воздвигнуто несколько деревянных церквей. Существовали ли ещё в XIV веке церкви на территории Еренского (Яренского) городка - неизвестно. Однако, устное предание говорит, что первая церковь на Еренском городке была построена Святым Стефаном Великопермским не позднее 1384 года.

Из этой же Вычегодско-Вымской летописи известно, что монастырь в Яренском городке был воздвигнут во имя Святой Пречистой Богородицы:
«…Лета 6897 (1389 года-автор) пришедшу с Удоры и с Пинеги пермяне идолопоклонники на Еренский гороток, монастырское Пречистые Богородицы пожгли, пограбили, людей монастырских посекли…» [1]. Из этих записей следует, что в 1389 году на Еренский городок напали пермяне-язычники с Удоры и с Пинеги, сожгли Богородицкий монастырь, разграбили имущество и убили монастырских обитателей. Еренский монастырь был построен вновь, но в каком году – неизвестно.

Из Летописи Яренской Градской Покровской церкви за 1868-1911 годы известно, что в конце XVI века, ещё до переселения Яренска на новое место, около Еренского городка стоял Архангельский монастырь:
«…в писцовых книгах упоминается, между 1579 и 1594 годами такое: «за рекою за Кижмою монастырь Архангельский, на монастыре церковь Михаила Архангела древяна верх, да церковь Стефана Великопермского тёплая клецкая…и все строение мирское…» При монастыре имелись 4 кельи с 9-ю старцами и 4 кельи с 12-ю старицами, дьячок Гуляйко Тимофеев сын, пономарь Лука Алексеев, и 9 мирских дворов [2].

Архангельский монастырь в Еренском городке существовал и в XVII веке. При нём имелись три деревянные церкви: во имя Святого Архангела Михаила холодная (не отапливалась), во имя Святого Стефана Великопермского клецкая тёплая (отапливалась) и во имя Покрова Пресвятой Богородицы шатровая. Все церкви были построены мирскими людьми, то есть, на средства прихожан. На 1678 год при Яренском Архангельском монастыре было 10 келий, где нашли свой приют старики и старицы, нищие, слепые, бездворные бобыли, которые кормились подаянием. Из записей Летописи Яренской Градской Покровской церкви за 1868-1911 годы известно, что Яренский Архангельский монастырь был общежительный [2], то есть, монахи (иноки) проводили жизнь вместе, следуя общим правилам, с общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, все монастырские работы распределялись между всеми иноками.

Архангельский монастырь, вероятно, стоял на территории Покровской церкви, построенной в 1795 году, ближе к мосту в деревню Софроновку. Почему монастырь называли Архангельским? Скорее всего, такое имя монастырь получил в честь Святого Архангела Михаила, церковь при монастыре имела такое же наречение. Яренская Градская Покровская церковь получила своё название также, видимо, из-за ранее стоящей на территории Архангельского монастыря деревянной шатровой церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

В Писцовых и переписных книгах Яренского уезда имеются упоминания о Яренском Архангельском монастыре:
«1608 год…Городище Яренское на Вычегде…за рекою за Кижмою монастырь Архангельский, а в монастыре церковь Архангел Михаил древянна верх да церковь Стефана Великопермского Чюдотворца теплая клецки…
1646 год…На Выми, в Еренском городке… За рекою за Кижмою монастырь Архангельской, а на монастыре церковь Покров святен Богородицы древена, шатровая, в пределе Стефан Великопермский чюдотворец. Да церковь Архангела Михаила древена, шатровая. А в церквах образы, и книги, и свещи, и ризы, и колокола, и все церковное строение мирское. Да на монастыре келья чернова попа Микифора с сыном Якушкою; во дворе церковной дьячек Петрушка Васильев сын Дьяков з детьми с Сергушкою, да з Данилком, да с Марком, Данилко 13 лет, Марко 11 лет; во дворе пономарь Ивашко Михайлов сын Новоселов с сыном с Осипком; да келья просвирницы Ириницы Федоровы дочери…[3, с. 36].
1678 год…Еренский городок…Да по конец посаду Архангельской монастырь, а у церкви архангела Михаила в келье черной поп Афонасей; во дворе пономарь Ермолка Иванов, у него сын Оська 4 лет; во дворе трапезник Елисейко Иванов, у него брат родной Фочка 12 лет; да в Архангельском же монастыре 10 келей, а в них живут старицы и нищие вдовы, бездетны, и слепые, и бездворные бобыли, кормятся христовым именем…» [3, с. 200].

О дальнейшей судьбе Яренского Архангельского монастыря известно, что он был упразднён, то есть, закрыт, как имевший меньше 30 монахов. Это случилось в 1722 году после издания Духовного регламента [2].

О том, что в XVII веке при Еренском городке существовал монастырь, удостоверяет камень, ранее лежавший на дороге в 12 шагах против алтаря деревянной Архангельской церкви к востоку с высеченной надписью на нём: «7171 (1663-автор) году Июля в 8 день преставился раб Божий Иоанн Тимофеевич сын Оболтин, а во иноцех схимонах Исайя, а память ево Сентября в 7 день» [2].
Из надписи следует, что этот камень с могилы Яренского купца Ивана Тимофеевича Оболтина, который перед смертью, видимо, ушёл в Яренский Архангельский монастырь и принял иноческий сан.
В настоящее время намогильный камень Иоанна Оболтина лежит на территории Яренского краеведческого музея. По рассказам бывших работников музея, этот камень лежал не далеко от Яренской Градской Покровской церкви. Когда намогильный камень был перенесён к музею – неизвестно.
Необходимо заметить, что надпись на намогильном камне расшифровал Политов Валентин Васильевич, работавший научным сотрудником Яренского краеведческого музея в 1979-1984 годы, он занимался научным архивом, ездил по Ленскому району, собирал материал по этнографии, в 1978 году вышла в свет его книга «Яренск», в которой упоминается этот камень. Намогильный камень купца Иоанна Оболтина – последний немой свидетель существования на территории Яренска Архангельского монастыря.

Историей Яренского Архангельского монастыря интересовался и составитель Летописи Яренской Градской Покровской церкви за 1868-1911 годы священник Николай Доброумов:
«…1870 год…В 1628 и 1629 году на Архангельском монастыре поп черный Иосиф, дьячек Петр Васильев, пономарь Гаврило Андреев и просвирница Евдокия были…Старцев и стариц в монастырских списках 1628 и 1629 годах хотя и не упоминается, но некоторые старожилы устно передают, яко бы они знали помнящих о бывших в монастыре старцах, а что они действительно были, удостоверяет намогильный камень Яренского купца Иоанна Тимофеева Оболтина…От алтаря каменной Покровской и Стефановской церкви в 10 шагах к востоку на дороге лежит намогильный камень без надписи…В 1816 году читал я около этих же камней на камне надпись, и помню одно только имя «схимонахини Ксении», ныне же его уже отыскать не мог…
Соборный Синодик поминает: схимонахинь – Ираиду, Параскеву, Марфу, Екатерину, Евдокию, Домнику, Анну, Таисию, Марфу, Параскеву, Вассу, Софию; инокинь – Пелагию, Евдокию, Иулианию, Евфимию, Дарию, Ксению; иеромонаха схимника Сереговского усолья – Филарета…» [2]. Надо отметить, что схимники – это монахи, принявшие великую схиму или великий ангельский образ, они давали торжественную клятву (обет) соблюдать особо строгие аскетические правила поведения.

Как выглядел Архангельский монастырь? Скорее всего, это было целое подворье, состоящее из трёх довольно больших и высоких деревянных церквей со звонницами и нескольких деревянных небольших построек-келий для обитателей монастыря. В подворье были, вероятно, и баня, и ледник, и хозяйственные постройки, возможно, монахини и монахи содержали скот, птицу, занимались огородничеством. Всё это было обнесено высоким деревянным забором. Можно представить, как в очень ранние утренние часы, или поздно ночью, над Яренском проносилось монастырское молитвенное пение, идущее от сердца, в котором слышались и стоны, и рыдания молящихся…

Источники:
1.Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись [Электронный ресурс] // URL: https://eskomizdat.ru/?p=4708 (дата обращения 22 марта 2022 года).
2. Церковная Летопись Яренской Градской Покровской церкви за 1868-1911 годы // ЯКМ 1923. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1.
3. Документы по истории народа коми. Писцовая и переписные книги Яренского уезда XVII века. Сыктывкар, 1985 год.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?