Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Выставочный проект "Экспонат месяца"

Опубликовано 24.11.2023

                                                         Проект на постройку Церкви Всех Святых

2023 год – юбилейный для Яренской церкви Всех Святых, ведь в этом году минуло 160 лет с даты её постройки. Это самая молодая из всех сохранившихся до наших дней каменных церквей Яренска. И, на сегодняшний день, единственная действующая.

В дореволюционное время церковь Всех Святых именовалась кладбищенской, а, следовательно, её история связана с историей яренского кладбища.
Начнем с предыстории. На современном месте кладбище появилось в конце XVIII века. В 1784 году яренский городничий Иван Романович Купреянов отправил в Вологодское наместническое правление прошение, в котором сообщал, что место на старом кладбище закончилось, и оно подступало в черту города. В связи с этим Иван Романович просил об отведении другого участка под кладбище и построение рядом с ним церкви. Прошение удовлетворили. Отведенное место было гористое, в восточной части города, на «пустопорожнем и давно бывшем под пахотой суходоле близ лесу» [1].
В 1788 г. тщанием купца Алексея Михайловича Гуляева на кладбище построена деревянная церковь Всех Святых – предшественница современной каменной. Эта церковь была одноэтажной, в одной связи с колокольней. Деревянный храм просуществовал до 1862 г., затем его разобрали из-за ветхости [2].
Началось возведение каменной церкви. В Яренском краеведческом музее хранится ценный экспонат, относящийся к этому событию – проект на постройку церкви. Он утвержден 13 сентября (здесь и далее – по ст. стилю) 1862 года. На проекте указана фамилия архитектора, который принимал участие в его разработке. Эта фамилия — Нестеров. Вероятно, под ней скрывается Федор Иванович Нестеров, академик Императорской Академии Художеств.
Как свидетельствует надпись на проекте, возведение церкви было окончено через год, 30 сентября 1863 года. Большую помощь в строительстве церкви оказал уездный исправник Павел Андрианович Кочиев, который пожертвовал 4050 р. 55 к. собственных денег [3].
Освящение церкви Всех Святых состоялось 23 мая 1864 г. [4]. В ней был устроен придел в честь Воздвижения Креста Господня, освящённый 21 июня 1868 г. [5].
Согласно описанию конца XIX-начала XX века, церковь была с одной главой, обитой белым железом и выкрашенной лазурью, с железным крестом, золоченным листовым золотом и закрепленный цепями. Крыша и купол храма Всех Святых были сделаны из железа и выкрашены ярью. Над папертью возвышалась колокольня с 4 полыми окошками и железными перилами, со шпилем, покрытым железом и выкрашенным ярью. На колокольне стоял железный крест, покрытый листовым золотом [6]. Два колокола на ней весили 25 пудов 30 фунтов (около 422 кг) и 4 пуда 26 фунтов (чуть больше 76 кг). К середине 1920-ых гг. колоколов насчитывалось 7 (кроме двух упомянутых, были ещё весом 10 пуд 21 ф. (172, 4 кг), 4 пуда 17 ф. (72, 48 кг), 39 ф. (15,97 кг), 30 ф. (12,29 кг), и 20 ф. (8,19 кг)) [7].
Церковь выделялась интересным интерьером. Её главный иконостас был двухъярусным, украшенный золоченной резьбой и золоченными листовым золотом колоннами. На резных Царских вратах помещалось пять клейм с изображением Благовещения (в середине врат) и четырех Евангелистов (по углам врат). В самом нижнем ряду иконостаса, справа от Царских врат, помещался храмовая икона Всех Святых, за ним дьяконские двери с образом Преподобного Онуфрия Афонского, далее в углу – икона Воскрешения Лазаря.
По левую сторону Царских врат также насчитывалось три образа: Божией Матери, именуемый «Семя жены сотрет главу змия»; на пономарских дверях - Преподобного Петра Афонского; за ними в углу - Успения Божией Матери.
Во втором ряду иконостаса, над Царскими вратами, располагался образ Тайной вечери, а по сторонам от него – Двунадесятые праздники. Иконостас завершался золоченным сиянием.
Придельный иконостас был одноярусным, с колоннами, золоченными листовым червонным золотом. Царские врата этого иконостаса были в «подобии креста», с золоченным сиянием на них и четырьмя клеймами с изображением Евангелистов. По правую сторону Царских врат помещалось 4 иконы: храмовая Воздвижения креста Господня, князя Александра Невского, апостолов Петра и Павла, Девяти мучеников. Слева от Царских врат находилось три образа - Божией Матери «Споручницы грешных», Архидьякона Стефана на Пономарских дверях и Сошествия Иисуса Христа в ад.
Таким образом, церковь Всех Святых является одной из архитектурных жемчужин Яренска. Она интересна не только своим обликом, но и длинной, более чем полуторавековой историей.

Источники и литература

1. ГААО. Ф. 663. Оп. 1. Д. 1042. Л. 1-1 об.
2. ЯКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 7
3. ВЕВ, 1864, № 6
4. ЯКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 78. Л. 7
5. ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 958. Л. 2
6. ЯКМ 1947. Ф. 1. Оп. 1. Д. 84. Л. 47
7. ГААО. Ф. 1831. Оп. 3. Д. 7. Л. 51 об.

Галерея изображений

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?