Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Содержание


Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Слободчиково и ее прихожане

Опубликовано 19.09.2022

Место, где стояла церковь, в старину называли Пустынским погостом. В начале XVII века на погосте имелись две деревянные церкви: Великомученицы Варвары и Успения Пресвятой Богородицы. 

Успенская церковь в Слободчиково. Первая половина 1970-ых гг.Успенская церковь в Слободчиково. Первая половина 1970-ых гг.Рядом стояли дворы священноцерковнослужителей и крестьянские дворы, хранился наряд с оружием. Деревянные церкви неоднократно перестраивались, вместо старых возводились новые [1]. Начало строительства каменной церкви положено в середине XVIII века. 4 и 5 февраля (здесь и далее дореволюционные даты по ст. стилю) 1754 г. освящены два престола на нижнем этаже: во имя Николая Чудотворца и Великомученицы Варвары. К этому году построили паперть и колокольню на одном фундаменте с церковью. Спустя 25 лет, 15 сентября 1779 г., освящён главный престол во имя Успения Пресвятой Богородицы [2].
Как выглядела церковь в начале XIX века? По описи 1808 г. её иконостасы были столярной работы, резные, вызолоченные. Главный иконостас насчитывал 5 ярусов и увенчивался резным Распятием.
Колокольня имела покрытую железом главу, выкрашенную зеленой краской и золочённый крест. На ней насчитывалось 7 колоколов. Самый большой весил 68 пудов 25 футов, самый маленький - 1 пуд [3].
В 1868 г. приход состоял из 16 деревень. В них насчитывалось 159 дворов, в которых проживало 1024 человека. Крестьяне занимались сельским хозяйством, садили рожь, ячмень пшеницу, реже - овёс. Некоторые занимались промыслами: плели лапти, шили берестяные кузова, изготовляли деревянную посуду. Затем эти изделия продавались на погосте по воскресным дням. Несколько человек занимались скупкой кож, масла, сала, которые сбывали на ярмарках в ближайших городах. Небольшое количество крестьян занималось охотничьим промыслом [4].
С 1861 г. при церкви существовало школа. В 1880 г. вместе неё открыто училище на средства, пожертвованные крестьянкой Татьяной Ларионовой. Училище получило название Пустынско-Успенского Ларионовского. К 1912 г. в нем числилось 44 ученика [5].
В 1896 г. в церкви устроен престол в честь Преподобного Стефана, игумена Триглийского монастыря [6]. Придел находился на северной стороне храма, имел отдельный вход из паперти. Он построен в память о пожертвованиях в пользу церкви московского купца Стефана Алексеевича Ларионова. В детские годы Стефан Алексеевич жил в деревне Вандыш. Ходил по дворам, собирая милостыню. Два года работал пастухом, затем переехал в Санкт-Петербург к своему дяде. Скопил капитал, занимался торговлей рыбой в Москве.
В 1895 г. на средства Стефана Алексеевича возведена новая колокольня с 11 колоколами, самый большой из которых весил 300 пуд. На его же средства заменены иконостасы в приделах церкви, а её стены украшены живописью. В 1898 г. при церкви открыта богадельня. Она располагалась в каменном доме с деревянным мезонином, была рассчитана на 12 человек. Таким образом, по замечанию современника, «Пустынский приход, прежде один из беднейших, теперь считается одним из самых лучших». Местный священник жил в новом богатом доме, имел прислугу и устраивал обеды «не хуже генеральских».
Стефан Алексеевич отправлял пожертвования и в другие приходы, например, в соседний Преображенский Чакульский (находился недалеко от д. Рябово). Здесь хранились иконы Божьей Матери Взыскание Погибших и Николая Чудотворца, почитаемые купцом.
Щедрые пожертвования Стефана Алексеевича Ларионова помогли снискать уважение у местных жителей. Когда купец приехал на родину, его торжественно встретили, в некоторых церквях - с колокольным звоном. Приехало много священников. Стекались нищие, прося милостыню[7]. Имя Стефана Алексеевича Ларионова ещё долго сохранялось в памяти жителей .
4 июня 1898 г. населённый пункт посетил высокий гость - князь Сергей Александрович Романов. Он побывал в церкви, богадельне, училище и доме священника. В память о его посещении была устроена Сергиево-Елизаветинская школа грамоты, располагавшаяся в здании богадельни [8].
После Октябрьской революции взаимоотношения государства и верующих строились на новых принципах. Религиозные общества лишили права владеть собственностью. Здания церквей были переданы в ведение органов власти, но верующие могли заключить договор на их аренду. В таком случае в обязанности верующих вменялась забота о зданиях церквей и имуществе, хранящихся в них и т. д. C выходом 8 апреля 1929 г. постановления ВЦИК СССР «О религиозных объединениях» антирелигиозная политика государства ещё более усилилась. К 1 декабря 1932 г. было закрыто или уже не функционировало 15 из 23 имевшихся на территории Ленского района храмов. В числе оставшихся восьми была и церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы в Слободчиково [9]. Она перестала функционировать в середине 1930-ых гг.



Литература и источники

1.Воскобойникова Н. П. История церковного строительства на территории Ленского района Архангельской области (Яренского уезда) в XIV -XX вв. Сыктывкар, 2000. С. 40-42; Писцовая книга Яренского уезда 1608 г. // Смутное время Московского государства. Вып. 2. Акты времени правления царя Василия Шуйского. (1606 г. 19 мая - 17 июля 1610 г.). М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1910-1918. С. 297
2.ВУЦА. Ф. 363. Оп. 1. Д. 5327. Л. 13
3. ГААО. Ф. 104. Оп. 2. Д. 268
4. Попов Н. Успенско-Пустынский погост Рябовской волости Сольвычегодского уезда и его окрестности // Вологодские губернские ведомости. 1874. № 55
5. Памятная книжка Вологодской губернии на 1865 и 1866 г. Вологда, 1866. С. 36; Обзор Вологодской губернии за 1880 г. Вологда: Типография Губернского правления, 1881. С. 27-28; Текущая школьная статистика Вологодского губернского земства. Вып. 11. 1912-13 учебный год. Вологда: Типография Губернского правления, 1913. С. 108
6. ГААО. Ф. 104. Оп. 2. Д. 304
7. Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы. Т. 5. Вологодская губерния. Ч. 3. Сольвычегодский и Никольский уезды. СПб.: ООО «Деловая полиграфия, 2007. С. 577
8. Лебедев В. К. От Вологды до Ульянова монастыря, на дальнем севере у зырян // Труды IV Областного историко-археологического съезда в Костроме в июне 1909 г. Кострома, 1914. С. 106-107
9. ГААО. Ф. 1831 Оп. 3.Д. 69. Л. 4

Публикацию подготовил Щеголев К. Ю.

Политика cookie

Этот сайт использует файлы cookie для хранения данных на вашем компьютере.

Вы согласны?